ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
"АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ"
по учебной работе
полковник внутренней службы
______________ В.С. Шныпко
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: уч.г.
Федерации;
ции
в чрезвычайных ситуациях
2. Практические занятия - индивидуальные и коллективные задания.
3. Тестирование - тесты для проверки знаний отдельных тем и итоговый тест для проверки знаний дисциплины.
4. Задания для проверки практических навыков и умений по дисциплине.
5. Проверка конспектов и выполнения заданий на самостоятельную работу.
6. Зачет с оценкой.
2. Организационные мероприятия по повышению устойчивости функционирования объектов экономики.
3. Состав инженерно-технических мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики.
4. Основные показатели состояния объекта экономики в условиях чрезвычайной ситуации.
5. Критерии устойчивости функционирования экономики субъекта Российской Федерации (города, объекта экономики).
6. Факторы, влияющие на обобщенный показатель состояния промышленности субъекта Российской Федерации в военное время.
7. Этапы прогнозирования состояния хозяйственно-экономической деятельности субъекта Российской Федерации.
8. Содержание этапов прогнозирования состояния хозяйственно-экономической деятельности субъекта Российской Федерации.
9. Условия, при которых субъект Российской Федерации способен самостоятельно восстановить хозяйственно- экономическую деятельность.
10. Факторы, определяющие состояние хозяйственно-экономической деятельности субъекта Российской Федерации после воздействия средств поражения.
При проведении тестирования магистры оцениваются, исходя из процента правильных ответов:
– «отлично» – не менее 90 % правильных ответов на тестовые задания;
– «хорошо» – не менее 80 % правильных ответов на тестовые задания;
– «удовлетворительно» – не менее 70 % правильных ответов на тестовые задания.
Контрольная работа №2 "Прогнозирование последствий применения по городу ядерного оружия".
Практические умения оцениваются:
– «отлично» – задача решена в полном объеме без ошибок;
– «хорошо» – задача решена в полном объеме, но допущены неточности, не оказывающие существенного влияния на итоговые результаты;
– «удовлетворительно» – задача не решена в полном объеме, либо исходные (расчетные) данные и используемые математические зависимости выбраны неправильно.
1. Характеристика экономики Российской Федерации и особенности ее функционирования в военное время.
2. Требования к мероприятиям по повышению безопасности и устойчивости функционирования экономики в чрезвычайных ситуациях и в военное время.
3. Планировочная структура территории города.
4. Особенности планировки и застройки территорий городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне.
5. Характер разрушений зданий и меры по повышению их устойчивости к взрывным нагрузкам.
6. Прогнозирование состояния промышленного объекта, оказавшегося в зоне воздушной ударной волны ядерного взрыва.
7. Прогнозирование состояния промышленного объекта при действии обычных средств поражения.
8. Основы определения производственных возможностей объектов экономики в чрезвычайных ситуациях.
9. Выбор мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях.
10. Прогнозирование параметров взрыва газо-, паровоздушных смесей.
11. Прогнозирование параметров взрыва пылевоздушных смесей.
12. Прогнозирование последствий взрыва газо-, паро- и пылевоздушных смесей.
13. Технические решения по повышению взрывоустойчивости зданий взрывоопасных предприятий.
15. Методика расчета аварийной вентиляции.
16. Методика ограничения площади испарения.
17. Технологическая схема транспортировки газа и возможные аварийные ситуации на газопроводе.
18. Прогнозирование тепловых воздействий при аварии на магистральном газопроводе.
19. Прогнозирование последствий взрыва при аварии на магистральном газопроводе.
20. Требования к газоснабжению территорий.
21. Топливонасыщенные объекты и требования к их размещению и планировке.
22. Возможные последствия при горении нефтепродуктов.
23. Особенности подготовки инженерного оборудования городов и иных населенных пунктов к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях.
24. Характеристика промышленной зоны города.
25. Степени и характеристика разрушения зданий и сооружений при воздействии обычных средств поражения.
26. Границы зон разрушений при воздействии обычных средств поражения.
27. Границы зон разрушений от взрывов, происходящих в мирное время в результате аварий.
28. Зоны возможного радиоактивного загрязнения (заражения) и их границы.
29. Зона возможного катастрофического затопления.
30. Зона возможного химического заражения.
31. Требования к объектам, производящим или потребляющим аварийно химически опасные вещества, взрывчатые вещества и материалы.
32. Особенности укрытия людей в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и в военное время.
33. Мероприятия по повышению устойчивости зданий к воздействию взрывных нагрузок.
34. Мероприятия по повышению устойчивости технологического оборудования к воздействию взрывных нагрузок.
35. Принципы и способы повышения взрывобезопасности зданий.
36. Прогнозирование медицинской обстановки при взрывах на объектах экономики.
37. Показатели оценки радиационной безопасности населения.
38. Оперативная методика прогнозирования степени поражения города при применении ядерного оружия.
39. Оценка инженерной обстановки в городе при применении ядерного оружия.
40. Определение основных показателей аварийно-спасательных работ в городе при применении ядерного оружия.
41. Определение требуемой защищенности населения в жилых зонах города при применении ядерного оружия.
42. Оперативная методика прогнозирования людских потерь в очаге поражения при применении обычных средств поражения.
43. Оценка инженерной обстановки в очаге поражения города при применении обычных средств поражения.
44. Определение требуемой защищенности населения в жилых зонах при применении обычных средств поражения.
45. Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности населения.
46. Планирование мероприятий по обеспечению безопасности населения при аварии на атомной электростанции.
47. Прогнозирование возможной обстановки при авариях на химически опасных объектах.
48. Состав и содержание мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики субъекта Российской Федерации.
49. Основы работы отдела (штаба) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и администрации объектов экономики по повышению устойчивости функционирования экономики субъекта Российской Федерации.
50. Критерии оценки устойчивости функционирования основных составляющих экономики субъекта Российской Федерации.
51. Методика прогнозирования устойчивости функционирования хозяйственно-экономической деятельности субъекта Российской Федерации.
52. Характеристика основных производственных фондов электроэнергетических объектов и систем, оценка их влияния на устойчивость обеспечения электроэнергией.
53. Состав и содержание комплексов инженерно-технических мероприятий, направленных на повышение надежности и устойчивости функционирования электроэнергетических сооружений.
54. Задачи органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при организации планирования и выполнения мероприятий, направленных на повышение безопасности и устойчивости функционирования электроэнергетических сооружений и систем.
55. Состав и характеристики производственных фондов различных видов транспорта.
56. Комплексы основных инженерно-технических мероприятий, направленных на повышение безопасности и устойчивости функционирования видов транспорта и транспортных сооружений в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
57. Задачи органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по организации планирования и выполнения инженерно-технических мероприятий, направленных на повышение безопасности и устойчивости функционирования видов транспорта.
58. Методика определения уровней внешнего гамма-излучения в йодный период и оценки состояния объектов сельскохозяйственного производства.
59. Методика оценки радиоактивного загрязнения и потерь продукции растениеводства и животноводства в цезиевый период.
60. Состав комплекса мероприятий, направленных на повышение безопасности и устойчивости функционирования объектов сельскохозяйственного производства в зонах радиоактивного загрязнения местности при авариях на атомных электростанциях и оценка их эффективности.
61. Виды маскировочных мероприятий.
62. Световая маскировка промышленных объектов.
64. Методика расчетов по выбору мероприятий и средств световой маскировки.
65. Категории объектов по потенциальной радиационной опасности.
66. Мероприятия, направленные на предупреждение радиационных аварий, осуществляемые в режиме повседневной деятельности.
67. Мероприятия, направленные на предупреждение радиационных аварий, осуществляемые в режиме чрезвычайной ситуации.
68. Особенности прогнозирования масштаба возможного химического заражения при полном разрушении химически опасного объекта.
Перечень практических задач для письменной проверки умений
1. Оценить производственные возможности механического цеха после воздействия воздушной ударной волны ядерного взрыва.
2. Определить вероятность выхода из строя средней части здания при авиационном ударе обычными средствами поражения.
3. Определить вероятность выхода из строя оборудования в средней части здания при авиационном ударе обычными средствами поражения.
4. Определить вероятность выхода из строя крайних участков здания при авиационном ударе обычными средствами поражения.
5. Определить вероятность выхода из строя оборудования на крайних участках здания при авиационном ударе обычными средствами поражения.
6. Определить вероятность выхода из строя зданий цехов в результате взрыва паровоздушной смеси внутри одного из них.
7. Определить давление в воздушной ударной волне на расстоянии от центра взрыва облака газовоздушной смеси, образованного в результате утечки сжиженного газа.
8. Определить давление в воздушной ударной волне внутри производственного цеха в результате аварийной утечки газа.
9. Определить давление в воздушной ударной волне внутри производственного цеха в результате разгерметизации технологического блока с взрывоопасной пылью.
10. Определить степень загазованности помещения, время окончания горения газовоздушной смеси и требуемую площадь проемов для предупреждения разрушения цеха от взрыва газовоздушной смеси.
11. Принять решение по устройству предохранительных конструкций для предупреждения разрушения цеха от взрыва газовоздушной смеси.
12. Определить производительность аварийной вентиляции для предупреждения разрушения цеха от взрыва горючей газовоздушной смеси.
13. Определить допустимую площадь аварийного разлития взрывоопасной жидкости в цехе для предупреждения его разрушения от взрыва паровоздушной смеси.
14. Определить параметры факела горения, границы зон возможного пожара для деревянных конструкций при аварии на магистральном газопроводе.
15. Определить параметры факела горения, границы зон возможного теплового поражения людей при аварии на магистральном газопроводе.
16. Определить возможные разрушения при взрыве на магистральном газопроводе.
17. Определить потери населения после применения по городу ядерного оружия.
18. Определить потери населения после нанесения по микрорайону города удара авиацией обычными средствами поражения.
19. Определить эквивалентное количество аварийно химически опасного вещества, перешедшего в первичное и вторичное облако в результате аварии на химически опасном объекте.
20. Определить окончательную расчетную глубину и площадь зоны возможного химического заражения аварийно химически опасным веществом в результате аварии на химически опасном объекте.
Вариант 1. Зачет с оценкой проводится в аудитории, оборудованной персональными электронно-вычислительными машинами, в два этапа: первый – тестовый контроль знаний с использованием персональных электронно-вычислительных машин, второй – проверка умений решать практические задачи, в соответствии с билетом, в письменной форме. Время, выделяемое для решения задачи, – до 20 мин.
Теоретические знания оцениваются:
– «отлично» – не менее 90 % правильных ответов на тестовые задания;
– «хорошо» – не менее 80 % правильных ответов на тестовые задания;
– «удовлетворительно» – не менее 70 % правильных ответов на тестовые задания.
Практические умения оцениваются:
– «отлично» – задача решена в полном объеме без ошибок;
– «хорошо» – задача решена в полном объеме, но допущены неточности, не оказывающие существенного влияния на итоговые результаты;
– «удовлетворительно» – задача не решена в полном объеме, либо исходные (расчетные) данные и используемые математические зависимости выбраны неправильно.
Результаты контроля оцениваются с учетом результатов тестирования и письменного решения задачи. Итоговая оценка при положительных ответах на тест и результатах решения задачи определяется как среднее арифметическое.
При неудовлетворительных результатах тестирования или решения практической задачи общая оценка – «неудовлетворительно».
Вариант 2. Зачет с оценкой проводится в аудитории в два этапа: первый этап – проверка теоретических знаний, второй –
Магистры получают билет с двумя теоретическими вопросами и практическим заданием. Время на ответ по билету не должно превышать 30 минут.
Результаты контроля оцениваются с учетом результатов проверки теоретических знаний и письменного решения задачи.
Оценка за теоретические знания выставляется в следующем порядке:
«отлично» – обучающийся показал всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом на дополнительные вопросы, усвоил основную и знаком с дополнительной литературой и другими информационными ресурсами, рекомендованными программой;
«хорошо» – обучающийся твёрдо знает учебный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, усвоил основную литературу и ознакомился с другими информационными ресурсами, рекомендованными программой;
«удовлетворительно» – обучающийся показал знание основного материала в объеме, необходимом для дальнейшего обучения по направлению подготовки, допускает отдельные погрешности в ответе и нарушает последовательность в изложении программного материала, знаком с основной литературой, рекомендованной программой;
«неудовлетворительно» – обучающийся не выполнил выше изложенных требований к уровню знаний учебного материала дисциплины.
Практические умения оцениваются:
– «отлично» – обучающийся свободно выполняет практические задания и решает задачи, предусмотренные программой. Задача решена в полном объеме без ошибок;
– «хорошо» – обучающийся может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий. Задача решена в полном объеме, но допущены неточности, не оказывающие существенного влияния на итоговые результаты;
– «удовлетворительно» – обучающийся справляется с выполнением заданий, предусмотренных программой. Задача не решена в полном объеме, либо исходные (расчетные) данные и используемые математические зависимости выбраны неправильно.
Итоговая оценка при положительных ответах на теорию и результатах решения задачи определяется как среднее арифметическое. При неудовлетворительных результатах проверки теоретических знаний или решения практической задачи общая оценка – «неудовлетворительно».
Уровень «знать» достигается проведением лекционных занятий и самостоятельной работой обучающихся.
Уровни «уметь» и «владеть» достигаются проведением практических занятий и контрольных работ.
Изучение дисциплины завершается зачетом с оценкой. Результаты учебной деятельности во многом зависят от уровня самостоятельной работы обучающегося, который определяется подготовленностью к ней. Самостоятельная учебная деятельность должна строиться на принципах систематичности, последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности.
Рекомендуемая литература для подготовки к лекциям:
1. Седнев В.А. Управление безопасностью экономики и территорий : учебник. – 5-е изд. - Рекомендовано МЧС России в качестве учебника для высших образовательных учреждений МЧС России. – М.: Академия ГПС МЧС, 2019. 299 с.
Рекомендуемая литература для подготовки к практическому занятию:
1. Седнев В.А. Управление безопасностью экономики и территорий : учебник. – 5-е изд. - Рекомендовано МЧС России в качестве учебника для высших образовательных учреждений МЧС России. – М.: Академия ГПС МЧС, 2019. 299 с.
2. Седнев В. А. Управление безопасностью экономики и территорий : учеб. пособие. – 6-е изд. / под общ. ред. В.А. Седнева; В.А. Седнев, Е.И. Кошевая. – Допущено МЧС России в качестве учебного пособия для высших образовательных учреждений МЧС России. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2019. – 173 с.