2021-2022_09_07_01_05_13_06_ИВТз(а)_2021_plx_Философские проблемы техники и технических наук_05_13_06 Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

"АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ"

 
Философии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Философские проблемы техники и технических наук
___ ___________ 2021  г.
Заместитель начальника Академии по учебной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
09.07.01_05.13.06_ИВТз(а)_2021.plx

09.07.01 Информатика и вычислительная техника

___________________ В.С. Шныпко
полковник внутренней службы
 
56
16
72
зачеты с оценкой 1
Виды контроля на курсах:
Общая трудоемкость
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
в том числе:
Исследователь. Преподаватель-исследователь
Квалификация
Часов по учебному плану
аудиторные занятия
самостоятельная работа
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
56
56
56
56
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 09.07.01_05.13.06_ИВТз(а)_2021.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
док.филос.наук, Зав. каф., Липский В.Н. 
 
Доктор филос.наук, Грядовой Д.И. 
Рецензент(ы):
 
Философские проблемы техники и технических наук
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.07.01 ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 17.09.2014 г. № 1263-дсп)
 
09.07.01 Информатика и вычислительная техника
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Учёным советом Академии от 27.05.2021 протокол № 7.
 
 
 
стр. 3
УП: 09.07.01_05.13.06_ИВТз(а)_2021.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
является осмысление техники как предмета исследования естествознания, специфики взаимодействия естественных и технических наук, особенностей соотношения эмпирического и теоретического  технических науках, сущности технической теории, специфики неклассических научно-технических дисциплин, соотношение неклассического естествознания с современными научно-техническими дисциплинами, особенности системотехнического и социотехнического проектирования,, научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества, этика учёного и социальная ответственность проектировщика, социально-экологическая экспертиза научно-технических и хозяйственных проектов , исторической изменчивости механизмов социального института науки и её институализации, понятие научных школ и направлений, подготовки научных кадров
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
2.1.2
Знать:
2.1.3
- предмет и задачи философии техники;
2.1.4
- смысл и сущность «естественного и «искусственного»;
2.1.5
- соотношение классического и экспериментального естествознания;
2.1.6
- специфику взаимодействия эмпирического и теоретического в технических науках;
2.1.7
- особенности неклассических научно-технических дисциплин;
2.1.8
- социальную и экологическую оценку пожарно-технической деятельности
2.1.9
Уметь:
2.1.10
- творчески применять основные философские положения в научно-исследовательской  и педагогической деятельности;
2.1.11
- осуществлять отбор научных сведений из инженерной науки с целью использования в исследовательской практике, связанной с пожарным делом;
2.1.12
- анализировать роль техники в развитии человечества и оценивать последствия этого развития, понимать законы взаимодействия науки и тех техники;
2.1.13
- самостоятельно и творчески работать над теоретическими источниками, над углублением своих знаний по дисциплине, придавая им методологическую направленность;
2.1.14
- использовать знания в области философии техники в пожарно-технических исследованиях
2.1.15
Владеть:
2.1.16
- понятийно-категориальным аппаратом философии техники;
2.1.17
- методами системного анализа применительно к техническим исследованиям
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-2: Способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
УК-1: Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
 
Знать:
 
Уровень 1
В целом успешная демонстрация навыков с определёнными недочетами в плане владения навыками использования эмпирических и теоретических   методов в пожарно-технической области
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
УК-5: Способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
 
Знать:
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: 09.07.01_05.13.06_ИВТз(а)_2021.plx
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОПК-1: Способность применять методологию теоретических и экспериментальных исследований по вопросам совершенствования существующих и создания новых информационных и компьютерных технологий в области создания, эксплуатации и развития автоматизированных систем военного назначения
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОПК-3: Способность разрабатывать новые методы исследования и применять их в самостоятельной научно-исследовательской деятельности по вопросам создания и использования информационных и компьютерных технологий с учетом правил соблюдения авторских прав
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
историю развития научно-технического знания, взаимоотношения науки и техники на различных исторических этапах, особенности современных взглядов на технику и её взаимодействие с наукой;
3.1.2
содержание и особенности исследований в современных научно-технических дисциплинах: системно-интегративные тенденции и междисциплинарный теоретический синтез;
3.1.3
особенности использования эмпирических и теоретических методов в технических науках, структуру технической теории;
3.1.4
социально-этические проблемы развития науки: научное сообщество, его типы, нормы и ценности, понятие и содержание социальной ответственности ученого;
3.1.5
методики разработки прогностических и естественнонаучных моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области исследования
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
оценивать современные научно-технические достижения, используя методологию социально-гуманитарного знания;
3.2.2
с научных мировоззренческих  позиций оценивать процессы технического развития, сопоставлять их с динамикой пожарно-технических знаний
3.2.3
строить свою исследовательскую практику в соответствии с нормами и принципами морали;
3.2.4
использовать философскую методологию в области создания новых информационных и компьютерных технологий и для оценки перспектив своих исследований;
3.2.5
на основе методологии междисциплинарности  формулировать специфические методы  и использовать их в своей исследовательской практике в вопросах;
3.2.6
разрабатывать прогностические и естественнонаучные модели исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области исследования
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
практического анализа современных научно-технических достижений, использования междисциплинарного подхода при исследовании
3.3.2
инженерно-технических процессов;
3.3.3
системно-технического и социотехнического проектирования;
3.3.4
анализа и обобщения полученных результатов для создания и использования компьютерной техники и технологии в области своей профессиональной деятельности;
3.3.5
применения норм научной этики в сфере своей компетенции;
3.3.6
методиками разработки прогностических и естественнонаучных  моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области исследования
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Раздел III Философские проблемы техникии технических наук

 
стр. 5
УП: 09.07.01_05.13.06_ИВТз(а)_2021.plx
 
1.1
Тема 1

Техника как предмет исследования естествознания /Лек/

2
1
0
 
1.2
Тема 2

Техника и естествознание /Пр/

2
1
0
 
1.3
Тема 3

Естественные и технические науки /Лек/

2
1
0
 
1.4
Тема 4

Особенности неклассических научно-технических дисциплин /Пр/

2
1
0
 
1.5
Тема 7

Социальная оценка техники камк прикладная философия техники /Лек/

2
1
0
 
1.6
Тема 8

Формирование научно-технических дисциплин на современном этапе /Пр/

2
1
0
 
1.7
Тема 9

Наука как социальный институт /Лек/

2
1
0
 
1.8
Тема 10

Социология науки /Пр/

2
1
0
 
1.9
Самостоятельная работа /Ср/

56
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Перечень видов оценочных средств
Домашние творческие задания предназначены для развития творческого, нестандартного мышления, для  углублённого освоения изучаемой темы, развития у аспирантов методологических умений по связи  конкретной темы курса "Философские проблемы техники и технических наук" с темой своего диссертационного исследования, традициями  исследовательской деятельности кафедры, к которой прикреплён адъюнкт

Проверка конспекта лекций

Отчёт и групповое обсуждение  выполненных домашних творческих заданий

Тестовые задания включают вопросы и варианты ответов на них.

Доклады на семинарах включают как сам доклад, так и подготовленную по нему презентацию.

Устный опрос на семинарском (практическом) занятии.

Наблюдение за деятельностью (активностью и целенаправленностью) учащегося во время занятия.

Беседа с дополнительными пояснениями изучаемой темы для слабо подготовленных обучающихся

Дифференцированный зачёт проводится в устной форме  и включает в себя  тридцать  вопросов  по философским проблемам техники и технических наук

 
5.2. Контрольные вопросы и задания текущего и рубежного контроля, критерии оценивания
.2.1 Примерное контрольное задание для краткого устного опроса по теме                  

№ п/п Типовое содержание вопроса

1. Охарактеризуйте этапы взаимоотношений науки и техники по Г. Беме.

2. Охарактеризуйте этапы взаимоотношений науки и техники по В.Г. Горохову.

3. Рассмотрите сущность закона воздействия техники на развитие и функционирование науки.

4. Раскройте смысл закона об относительной самостоятельности развития науки от потребностей производства.

5. Что представляет собой закон воздействия науки на развитие производства?

6. Подумайте, как можно интерпретировать функционирование этих законов применительно к пожарно-техническим знаниям.

7. Назовите ступени рационального обобщения в технике и дайте их характеристику.

8. Что представляют собой основные направления современной инженерной деятельности?

9. Каковы основные модели соотношения науки и техники?

10. Как менялись представления о взаимодействии «естественного» и «искусственного» в процессе исторической эволюции?

5.2.2. Типовое задание• для выполнения домашней  творческой контрольной работы:

1.

Выберите любую знакомую Вам техническую теорию и проведите её анализ, опираясь на знания, полученные на лекциях, взятые из книжных источников (учебники, монографии и пр.); ресурсы интернет.

Вопросы, на которые рекомендуется обратить внимание в ходе анализа:

1. Структура технической теории применение математического аппарата, абстрактные объекты как результат идеализации и схематизации экспериментальных объектов;

2. Специфика технической теории: ориентация на конструирование технических систем; «доводка» естественнонаучных 

 
стр. 6
УП: 09.07.01_05.13.06_ИВТз(а)_2021.plx
 
знаний к решению технических (практических) задач; разработка специальных операций, перенесения теоретических результатов в область инженерной практики.

       Рекомендуемый объем – 2-3 стр. формата А-4

В современных  технических науках определяющую роль играет проектирование и имитационное моделирование. Используйте лекционный материал, интернет-ресурсы и др. и опишите эти процессы, опираясь на исследования современных пожарно-технических дисциплин (возможно, материалы своего диссертационного исследования); проанализируйте преимущество указанных процессов по отношению к процессам, на основе которых осуществлялись исследования в технических науках классического типа; поразмышляйте над тем, что изменилось в современных пожарных исследованиях по сравнению с исследованиями в пожарной науке классического периода.

Рекомендуемый объем – 2-3 стр. формата А-4.

Формирование массового производства в последней четверти ХIХ в. породило потребности в инженерах-производственниках. Дальнейшее техническое развитие привело к дифференцированию инженерных профессий, вызвало сущностные изменения внутри инженерной деятельности. Традиционные деятельности инженеров-конструкторов, инженеров-проектировщиков, инженеров-производственников и пр. инженеров стали трансформироваться в специалистов по компьютерным технологиям, инженеров-поисковиков, системотехников и др. Эти же изменения происходят и в деятельности инженеров-пожарных. Опишите процессы трансформации инженерной деятельности в пожарной охране, начиная от возникновения института инженеров в пожарной охране и до наших дней. В описании исходите из того, что детерминантой изменений выступает техническая потребность.

Рекомендуемый объем – 3-4 стр. формата А-4

2. Подготовьте письменные работы

Напишите эссе на тему "История взаимодействия "естественного" и "искусственного  в разные периоды социальной эволюции". При написании особое внимание обратите на двойственную природу техники, проанализируйте её природную и "сотворённую" составляющие.

      Рекомендуемый объём - 3-4 стр. формата А-4

Напишите свои размышления на тему:"Проблема воздействия техники на на развитие науки". Данную проблему проанализируйте в следующих ракурсах:

1. Влияние технической науки на развитие фундаментальной науки: в качестве технической науки целесообразно взять механику и рассмотреть её влияние на естествознание (физическую или химическую науку);

2. Влияние технической оснащенности на: выбор темы исследования, применяемые для этого исследования методы, достоверность и эффективность результатов исследований. Заключительный пункт предлагается рассмотреть на материале пожарно-технической науки.

      Рекомендуемый объем – 2-3 стр. формата А-4.

Подготовьте краткий очерк на тему: «История наиболее значительных открытий в области естествознания, послуживших основанием для достижений в области пожаротушения и профилактики (пожарная безопасность в строительстве, пожарная безопасность в технологических процессах).

Рекомендуемый объем – 2-3 стр. формата А-4

3. Выполните графическое задание

Составьте таблицу, в одной части которой поместите законы и теории, созданные в естественнонаучном знании, а в другой её части напишите как конкретно были использованы эти законы и теории в техническом знании, а в третьей части таблицы назовите те технические устройства и системы, которые были созданы для пожарной охраны на основе указанных Вами естественно-технических знаний (рассмотрите 3-4 «цепочки» предложенных взаимодействий).

Составьте структурно-графическую схему на тему: «Классификация технических наук». На схеме отразите:

а) структуру общетехнических наук;

б) структуру частных технических наук;

в) укажите их соподчиненность и отношения;

г) покажите связь того и другого типа технических наук с пожарно-техническим знанием.

Составьте таблицу, в в левую часть которой внесите типы исследований, осуществляемые в научно-технических дисциплинах в целом(поисковые, научно-технические, инженерные), а в правую часть таблицы поместите исследования, осуществляемые в пожарно-технической науке (поисковые, научно-технические, инженерные).При этом для иллюстрации максимально задействуйте исследования ученых «Вашей» кафедры, а кроме того, свою исследовательскую практику.

4. Выполнение прикладных заданий

Используя знания, полученные в ходе обучения в АГПС, ресурсы интернета  и  др. источники проведите анализ, в ходе которого рассмотрите следующие вопросы:

1. К какой области естественного знания относится процесс ожижения и что он собой представляет?

2. Как и где в пожарно-технических знаниях и пожарной практике используется указанный процесс?

3. Подумайте и дайте свои предложения по использованию этого процесса в техническом знании и в пожарной охране.

Рекомендуемый объем – 1,5-2 стр. формата А-4.

 
стр. 7
УП: 09.07.01_05.13.06_ИВТз(а)_2021.plx
 
Используя имеющиеся знания раскройте следующие вопросы:

1. Что представляет собой процесс сорбции и к какой области естественного знания он относится?

2. Как и где в практике пожарной охраны используется процесс сорбции?

3. Подумайте и опишите какие еще самые современные достижения естественных наук используются в пожарной охране.

       Рекомендуемый объем – 1,5-2 стр. формата А-4.

Опираясь на лекционный материал, учебные пособия, интернет-ресурсы, свои знания и опыт проанализируйте функционирование школ и направлений, в рамках национального сообщества исследователей, работающих в области пожарной науки (на материале НАНПБ – национальной Академии наук пожарной безопасности, кафедр АГПС, объединений исследователей) и дисциплинарного научного сообщества.

       Рекомендуемый объем – 2-3 стр. формата А-4

5.2.3. Типовое контрольное задание для тестового контроля знаний на практических (семинарских) занятиях или проведения промежуточной аттестации (закрытый тест)•

Социальная оценка техники не включает в себя:

• оценочное отношение

• информирование общества о последствиях развития

• техники

• оценочное суждение

• техническую детерминацию +

Среди социальных приоритетов развития техники наиболее

        важным является:

• удовлетворение материальных потребностей

• воздействие техники на перспективы жизни людей конкретного

региона и мира в целом +

• влияние техники на финансовое благополучие страны

• роль техники в обеспечении раритета в области обороны9.

       «Естественное» понималось как сотворенное Богом в отличие от искусствен-ного, созданного человеком, в:

• Cредневековье +

• Античности

• Новое время

• XX веке

5.2.4. Примерные темы докладов на семинарах

Специфика классических и современных научно-технических дисциплин.

Междисциплинарный теоретический синтез (интегрированное теоретическое исследование и комплексное системотехническое исследование техники).

От традиционной инженерии к инженерии нового типа.

Инженерное и социальное проектирование.

Развитие пожарной науки в ее связи с естествознанием (исторический аспект).

Современная наука и развитие пожарного дела.

Информационная революция и ее влияние на пожарную науку.

Место и роль НТР в пожарном деле..

Особенности естественных и технических наук. Технические науки и математика, технические и общественные науки.

Эмпирическое и теоретическое и  в технических науках. Фундаментальные и прикладные исследования в технических науках.

Структура технической теории.

Роль инженерной практики и проектирования в пожарном деле

Становление технически подготовленного эксперимента.

Соотношение природного и технического, «естественного» и «искус-ственного».

Модели взаимоотношений науки и техники (линейная, эволюционная, техника науки и технические науки).

Роль техники в формировании классического и современного (неклассического) естествознания.

Для оценки ответов обучающихся рекомендуется использовать четырехбалльную систему. При этом можно рекомендовать следующие основания для оценок:

Оценка «Отлично»:

 ответ полный, правильный, отражающий основной материал дисциплины;

 правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, взаимосвязей и дана конкретизация их примерами;

 ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания.

Оценка «Хорошо»:

 
стр. 8
УП: 09.07.01_05.13.06_ИВТз(а)_2021.plx
 
 ответ удовлетворяет выше названным требованиям, но есть неточности в изложении основного материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам педагога.

Оценка «Удовлетворительно»:

 ответ правильный, обучающийся в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности;

 обучающийся затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал.

Оценка «Неудовлетворительно»:

 ответ неправильный;

 не выполнено творческое задание, задание на контрольную работу или выполнено с существенными ошибками, неполно (менее, чем на 50 % от полного ответа);

 не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы педагога, грубые ошибки в определении понятий (терминов).

Критерии оценки творческих заданий можно разделить на две основные группы. Первую составляют формальные критерии, вторую – содержательные. Первая группа связана как с оформлением задания, так и с построением его композиции (например, композиции эссе). Вторая группа относится к содержанию задания.

При оценке творческих заданий целесообразно опираться на следующие формальные критерии:

1) эстетические достоинства оформления задания (шрифт (почерк), форматирование текста, использование различных цветов и др.);

2) построение композиции задания (например, эссе), в частности, количество и соразмерность частей, отход от линейного повествования, соответствие плана задания его теме, единство содержания и формы;

3) грамотность автора, владением им русским языком, количество грамматических, речевых, стилистических, фактических ошибок;

К числу содержательных критериев оценки творческого задания можно отнести следующие:

1) соответствие содержания задания его теме;

2) полнота раскрытия задачи, данной в задании;

3) степень самостоятельности обучающегося при выполнении задания (отсутствие плагиата);

4) логичность (т.е. последовательность, связность) изложения содержания (повествования);

5) глубина, обстоятельность, полнота использования источников информации;

6) оригинальность, новизна, нестандартность авторского подхода по решению задачи;

7) аргументированность, доказательность, обоснованность авторской позиции;

8) красота, ясность и чёткость стиля изложения;

9) использования выразительных средств, прежде всего, тропов, богатство лексики;

10) степень овладения обучающимся философской терминологией.

Критерии оценки тестовых заданий

Мы рекомендуем следующие критерии для выставления оценок в зависимости от процента правильных ответов:

Количество правильных ответов при 25 вопросах в опроснике Количество правильных ответов при 20 вопросах в опроснике Процент правильных ответов Оценка

0-12 0-9 до 50 % Неудовл

13-16 10-13 50-65 % Удовл

17-20 14-16 66-80 % Хорошо

21-25 17-20 выше 80 % Отлично

 
Реферат по дисциплине "Философские проблемы техники и технических наук" учебным планом не предусмотрен

5.3.1 Формой контроля знаний аспирантов по дисциплине "Философские проблемы техники и технических наук" является аудиторная контрольная работа.

Примерные вопросы для аудиторной контрольной работы:

Назовите, раскройте смысл и интерпретируйте применительно к пожарно-технической практике  основные направления современной инженерной деятельности;.

Назовите основные типы исследований в научно-технических дисциплинах и покажите как они реализуются в пожарно-технической деятельности;

Проанализируйте специфику классических и современных научно-технических дисциплин: общие черты, отличия, специфика знаний Информационная революция и ее влияние на пожарную науку.

Покажите как строятся теории в классических и неклассических научно-технических дисциплинах?

Раскройте понятие эволюционного системного проектирования и покажите его реализацию, опираясь на практику  пожарной науки.

Проанализируйте особенности современной инженерной деятельности

Какова роль проектирования и имитационного моделирования в современных научно-технических дисциплинах?

В чем, по-Вашему, состоят преимущества и недостатки компьютерного эксперимента?

5.3. Темы письменных работ (рефератов, контрольных работ, расчетно-графических работ, курсовых работ, курсовых проектов), критерии оценивания
 
стр. 9
УП: 09.07.01_05.13.06_ИВТз(а)_2021.plx
 
Раскройте основные черты современных научно-технических дисциплин.

Что представляет собой интегрированное направление  теоретических исследований в современных научно-технических дисциплинах?

Дайте понятие комплексного теоретического исследования и назовите его типы в современных научно-технических дисциплинах.

Приведите пример комплексного исследования на методическое основе, опираясь на пожарно-технические знания и аргументируйте свою точку зрения по этому вопросу.

Раскройте понятие системного анализа, назовите его цель и охарактеризуйте основные этапы

Охарактеризуйте основные методы системного анализа.

Что такое системотехника и каковы ее задачи? Подумайте, используется ли системотехника в пожарно-технической деятельности?

В чем состоят теоретические и методические особенности современной технической теории?

Охарактеризуйте области кризиса классической инженерии, связанные с традиционным проектированием и технологией и охарактеризуйте происходящие с ними трансформации.

Что представляет собой традиционная картина мира и каковы трансформации, происходящие с ней на нынешнем этапе технического развития?

Раскройте специфику взаимосвязи естественных и технических наук на материале пожарно-технических знаний.

Что представляет собой методология взаимосвязи естественных и технических наук?

Поясните, в чем состоит отличие между естественнонаучной и технической теориями.

Назовите основные типы исследований в научно-технических дисциплинах и покажите, как они реализуются в пожарно-технической деятельности

 
Вопросы к итоговому зачёту

.

Предмет, основные сферы и задачи философии техники.

Соотношение философии науки и философии техники.

Смысл и сущность техники.

Соотношение научного и инженерного стилей мышления.

Образы науки в культуре: традиционная и проектная культуры.

Философские и методологические проблемы техники и технических наук.

Соотношение природного и технического, «естественного» и «искус-ственного».

Модели взаимоотношения науки и техники.

Роль техники в формировании классического и современного естествознания.

Динамика и взаимодействие пожарно-технического и естественно-научного знания.

Технический пессимизм и технический оптимизм.

Особенности естественных и технических наук.

Технические науки и математика. Технические и социально-гуманитарные науки.

Специфика соотношения теоретического и эмпирического в техниче-ских науках.

Техническая теория и ее структура.

Роль инженерной практики и проектирования в пожарном деле.

Основные типы технических наук.

Исторические этапы развития техники.

Специфика классических и современных научно-технических дисциплин.

Междисциплинарный теоретический синтез и комплексное исследование техники.

Использование методологии социально-гуманитарных дисциплин в сфере техники.

Кризис традиционной инженерии и идеи инженерии нового типа.

Инженерное и социальное проектирование.

Комплексная оценка социальных, экономических, экологических и других последствий развития техники.

Этика ученого и социальная ответственность проектировщика.

Пожарно-технические знания как часть технических знаний: эволюция и этапы развития.

Предмет пожарно-технических исследований. Специфика форм науч-ного познания в пожарном деле.

Научно-техническая политика и проблема управления НТП в области пожарного дела.

Проблемы гуманизации и экологизации пожарно-технической деятельности.

Прогнозирование в пожарно-технических исследованиях: за и против.

Проблема творчества. Специфика научно-технического творчества. Пожарно-технические знания как часть технических знаний: эволюция и этапы развития.

Предмет пожарно-технических исследований. Специфика форм науч-ного познания в пожарном деле.

Научно-техническая политика и проблема управления НТП в области пожарного дела.

Проблемы гуманизации и экологизации пожарно-технической деятельности.

Прогнозирование в пожарно-технических исследованиях: за и против.

Проблема творчества. Специфика научно-технического творчества.

Установлены следующие критерии оценок:

Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязывается теория с практикой. При этом слушатель не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами, 

5.4. Вопросы и задания промежуточной аттестации, критерии оценивания
 
стр. 10
УП: 09.07.01_05.13.06_ИВТз(а)_2021.plx
 
вопросами и другими видами применения знаний, показывает знакомство с монографической литературой, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических работ.

Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся твердо знающему программный материал, грамотно и по существу излагающему его, который не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения.

Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его детали, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических работ.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практическую работу.

Отвечая на вопросы билета и на дополнительные вопросы, обучающийся должен всегда помнить, что преподаватель объективен и с самого начала экзамена доброжелателен к каждому обучающемуся. Тем более недопустимы и аморальны иногда встречающиеся попытки отдельных обучающихся прибегнуть к «шпаргалкам», воспользоваться помощью рядом готовящегося товарища и т.п. В конечном итоге это приведёт к отрицательному результату

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
1. Справочная система КонсультантПлюс: (http://www.consultant.ru/)
6.3.2.2
2. Информационно-правовая система ГАРАНТ: (http://garant.ru/)
6.3.2.3
3. Бесплатная библиотека документов: (http://norm-load.ru/)
6.3.2.4
4. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (window.edu.ru)
6.3.2.5
5. Библиотека Института философии РАН (http://iph.ras.ru/catalog/1162306159/1162476667.htm).
6.3.2.6
6. Библиотека портала philosophy.ru. (http://www.philosophy.ru/lib/philyaz/
6.3.2.7
7. Библиотека сайта «Metodolog.ru». (http://metodolog.ru/index.html) и (http://metodolog.ru/academy.html)
6.3.2.8
8. Библиотека сайта «Экзистенциальная и гуманистическая психология». (http://www.hpsy.ru/public/)
6.3.2.9
9. Википедия (http://vikipedia. org)
6.3.2.10
10. Психологическая библиотека Киевского фонда содействия развитию психологиче-ской культуры. (http://psylib.ukrweb.net/index.html
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа
7.2
Лекционный зал № 521
7.3
Основное оборудование:
7.4
Интерактивный мультимедийный комплекс – 1 шт.
7.5
Проектор – 1 шт.;
7.6
Экран для проектора – 1 шт.;
7.7
Учебная доска– 1 шт.;
7.8
Учебный стол – 15 шт.;
7.9
Посадочных мест – 30 шт.;
7.10
Рабочее место преподавателя –  1 компл.;
7.11
Кафедра – 1 шт.
7.12
7.13
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ)
7.14
Учебная аудитория № 521.
7.15
Основное оборудование:
7.16
Интерактивный мультимедийный комплекс – 1 шт.
7.17
Проектор – 1 шт.;
7.18
Экран для проектора – 1 шт.;
7.19
Учебная доска– 1 шт.;
7.20
Учебный стол – 15 шт.;
7.21
Посадочных мест – 30 шт.;
7.22
Рабочее место преподавателя –  1 компл.;
 
стр. 11
УП: 09.07.01_05.13.06_ИВТз(а)_2021.plx
 
7.23
Кафедра – 1 шт
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения дисциплины направлена на освоение таких важных целей, как формирование у преподавателей-исследователей способности с научных мировоззренческих позиций оценивать процессы развития научных идей, умению соотносить не с логикой развития «своей» науки, навыком практического анализа современных научных достижений, умением оценивать современные научно-технические достижения, используя методологию социально-гуманитарного знания, умению строить свою исследовательскую практику в соответствии с нормами научной этики.

В последние десятилетия существенно возросло значение научно-методического и методологического обеспечения конкретной научно-исследовательской деятельности в общественной практике. Теоретические практические задачи все чаще приобретают комплексный, междисциплинарный характер, поэтому для правильной постановки и решения требуются объединенные усилия различных специалистов. В таких условиях эффективность и качество исследований и разработок существенно зависят от научно-методической и методологической подготовки специалистов. Поэтому освоение аспирантами и соискателями методологического арсенала современной науки необходимо рассматривать как важную социальную задачу.

Изучение вопросов осмысления истории научного знания, понимания структуры и динамики его развития, типов научной рациональности даёт возможность обучающимся не только разобраться в сложном процессе научного знания, но также позволяет им с научно-мировоззренческих позиций оценивать эти процессы. Рассмотрение особенностей взаимодействия естественных и технических наук на современном этапе, выявление содержания и специфики исследованию в современных научно-технических дисциплинах ведёт к овладению обучающимися методологическим инструментарием, необходимым для использования в пожарно-технических исследованиях.

Достижение отмеченных целей последовательно осуществляется всеми формами проведения занятий и складывается из следующих основных компонентов: самостоятельная работа с учебной и научной философской литературой, прослушивание лекций, участие в семинарских занятиях, обязательное написание реферата .

Самостоятельная работа является основным методом глубокого и творческого усвоения содержания дисциплины, важнейшим путём приобретения и углубления знаний, незаменимым средством развития мышления. Важнейшими принципами самостоятельной работы являются:

регулярность: занимайтесь не от случая к случаю, а регулярно, хотя бы один раз в неделю;

• целенаправленность: прежде чем начать работать с философским текстом, решите, что Вы хотите узнать, на какие вопросы получить ответы;

• последовательность: не стремитесь забежать вперёд, узнать всё сразу, вместо быстрого, но поверхностного усвоения содержания дисциплины практикуйте постепенное и последовательное движение в соответствии с программой курса – так Вы сделаете свои знания более прочными;

• практичность: старайтесь распознать практическое значение научных идей, оценить их сквозь призму технического развития в целом и информатики в частности;

• критицизм: не принимайте всё, что прочитаете за «чистую монету», следуя советам древних философов, сомневайтесь во всём, дерзайте вопрошать и критиковать авторитеты;

• коллегиальность: обсуждайте прочитанное, услышанное и увиденное в кругу своих товарищей, ведь именно в споре рождается истина.

К основным формам самостоятельной работы относятся: чтение основной и дополнительной литературы по дисциплине, подготовка к семинарским занятиям, подготовка докладов и тематических сообщений, выполнение домашних контрольных заданий.

Полнота и качество конспекта лекций – важный показатель отношения обучающихся к изучению курса. Конспект – важнейшее, незаменимое средство хранения и систематизации информации. Вести конспект следует аккуратно, выделяя более крупным шрифтом или подчеркиванием название темы лекции и учебных вопросов, основных определений. При подготовке к лекции необходимо просматривать записи предыдущей лекции с целью восстановления в памяти ранее изученного материала.

Существует ряд правил, следование которым сделает работу с конспектом легкой, удобной и эффективной:

• старайтесь вести записи аккуратно, писать разборчиво, чтобы потом можно было легко понять написанное;

• выделяйте основное (заголовки тем и вопросов лекций, определения важнейших терминов, имена философов) с помощью чернил другого цвета, цветными карандашами или фломастерами – так Вы всегда легко найдёте самое важное;

• во время конспектирования лекций сокращайте длинные или часто употребляемые слова и словосочетания, разработайте собственную систему условных обозначений;

• делайте записи свободными, чтобы при повторном чтении можно было внести в них поправки, уточнения, дополнения;

• заведите в конце тетради словарь, в который заносите определения важнейших терминов.

Семинарские занятия – являются школой публичных выступлений обучающихся, они проходят в атмосфере свободного обмена мнениями, в форме живого и творческого обсуждения основных вопросов