2021-2022_20_05_01_ПБ(к)_2020_plx_Профессиональная подготовка
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

"АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ"

 
Пожарной тактики и службы (в составе УНК пожаротушения)
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Профессиональная подготовка
___ ___________ 2020  г.
Заместитель начальника Академии по учебной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
20.05.01_ПБ(к)_2020.plx

Специальность 20.05.01 Пожарная безопасность

___________________ В.С. Шныпко
полковник внутренней службы
 
0
108
108
зачеты 4
Виды контроля  в семестрах:
Общая трудоемкость
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
в том числе:
Специалист
Квалификация
Часов по учебному плану
аудиторные занятия
самостоятельная работа
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
23 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
108
108
108
108
Итого ауд.
108
108
108
108
Кoнтактная рабoта
108
108
108
108
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 20.05.01_ПБ(к)_2020.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.техн. наук, доцент, Джангиев Р.Н.;преподаватель, Евтеев Д.С. 
 
 
Рецензент(ы):
 
Профессиональная подготовка
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 20.05.01 ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 17.08.2015 г. № 851)
 
Специальность 20.05.01 Пожарная безопасность
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Учёным советом Академии от 18.06.2020 протокол № 5.
 
 
 
стр. 3
УП: 20.05.01_ПБ(к)_2020.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Получение практических навыков работы с пожарно-спасательной  и аварийно-спасательной техников, пожарно-техническим вооружением и оборудованием при несении караульной службы, а также при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на объектах различного функционального назначения
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
 
3.2
Уметь:
 
 
3.3
Владеть:
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Кафедра пожарно-строевой и газодымозащитной подготовки (в составе УНК пожаротушения) (Практическая подготовка на базе 77 ПСЧ ГУ МЧС России по Краснодарскому краю)

 
1.1
Требования правил по охране труда при организации занятий по  ПСП. /Пр/

2
4
0
 
1.2
Развёртывание сил и средств на основных и специальных пожарных автомобилях /Пр/

16
4
0
 
1.3
Аварийно-спасательные и специальные работы на пожаре /Пр/

6
4
0
 
1.4
Подготовка газодымозащитников к действиям на пожаре (аварии) /Пр/

16
4
0
 
 
Раздел 2. Кафедра пожарной техники (в составе УНК пожарной и аварийно-спасательной техники) (Практическая подготовка на базе 77 ПСЧ ГУ МЧС России по Краснодарскому краю)

 
2.1
Пожарные автомобили. Компоновка. /Пр/

2
4
0
 
2.2
Пожарно-техническое вооружение и оборудование. /Пр/

4
4
0
 
2.3
Ручные и лафетные стволы. /Пр/

4
4
0
 
2.4
Приборы и аппараты для получения воздушно-механической пены. Подача воздушно-механической пены. /Пр/

2
4
0
 
2.5
Подача ОТВ насосными установками пожарных автомобилей из цистерны. /Пр/

4
4
0
 
2.6
Забор и подача воды насосными установками пожарных автомобилей из открытого водоисточника. /Пр/

4
4
0
 
2.7
Забор воды из открытого водоисточника с помощью гидроэлеватора. /Пр/

4
4
0
 
 
стр. 4
УП: 20.05.01_ПБ(к)_2020.plx
 
Раздел 3. Кафедра организации деятельности пожарной охраны (в составе УНК систем обеспечения пожарной безопасности) (Практическая подготовка на базе 77 ПСЧ ГУ МЧС России по Краснодарскому краю)

 
3.1
Организация караульной службы в пожарно-спасательной части /Пр/

2
4
0
 
3.2
Работа с документацией регламентирующей организацию службы в дежурном карауле /Пр/

4
4
0
 
3.3
Оперативно-тактическое изучение района (подрайона) выезда подразделения /Пр/

4
4
0
 
3.4
Документы предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению АСР /Пр/

4
4
0
 
3.5
Работа по направлениям деятельности специализации караулов в ПСЧ /Пр/

4
4
0
 
 
Раздел 4. Кафедра гражданской обороны, защиты населения и территорий (в составе УНК гражданской обороны, защиты населения и территорий) (Практическая подготовка на базе 77 ПСЧ ГУ МЧС России по Краснодарскому краю)

 
4.1
Основы выживания спасателей в различных условиях /Пр/

4
4
0
 
4.2
Отработка приемов спасения людей, оказавшихся в воде /Пр/

6
4
0
 
4.3
Отработка навыков спасения людей из завалов /Пр/

4
4
0
 
4.4
Отработка навыков проведения АСДНР при ДТП /Пр/

6
4
0
 
4.5
Отработка навыков проведения АСДНР при ЧС, связанных с химическим загрязнением местности /Пр/

4
4
0
 
 
Раздел 5. Кафедра пожарной тактики и службы (в составе УНК пожаротушения) (Зачет)

 
5.1
Зачет /Пр/

2
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Перечень видов оценочных средств
нет
 
5.2. Контрольные вопросы и задания текущего и рубежного контроля, критерии оценивания
нет
 
нет
5.3. Темы письменных работ (рефератов, контрольных работ, расчетно-графических работ, курсовых работ, курсовых проектов), критерии оценивания
 
5.4. Вопросы и задания промежуточной аттестации, критерии оценивания
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
стр. 5
УП: 20.05.01_ПБ(к)_2020.plx
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Тренажер "Открытые технологические установки"
7.2
Тренажер "Железнодорожный состав"
7.3
Тренажер "Жилое и административное здание"
7.4
Тренажер "Резервуарный парк по хранению ЛВЖ и ГЖ"
7.5
Тренажер "Тоннель метрополитена"
7.6
Тренажер "Самолет"
7.7
Пожарная техника (АЦ на базе КАМАЗ, АПП-0,5-5 (2705), ГАЗ 2705, автомобиль штабной пожарный АШ-5, АБГ(5301Р1),АСО 16(3205)-01НН, АЦ на базе ЗИЛ, АЦ на базе УРАЛ)
7.8
Носимые радиостанции
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Общие рекомендации по самостоятельной работе слушателей(студентов)

Самостоятельная работа слушателей(студентов) предполагает более глубокую проработку ими отдельных тем курса, определенных программой. Основными видами и формами самостоятельной работы студентов по данной дисциплине являются:

• подготовка к практическим занятиям;

• самоподготовка по вопросам;

• подготовка к экзамену.

Важной частью самостоятельной работы является чтение учебной литературы.

Основная функция учебников - ориентировать слушателей(студентов) в системе тех знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по данной дисциплине будущими специалистами.

Учебник также служит путеводителем по многочисленным произведениям, ориентируя в именах авторов, специализирующихся на определённых научных направлениях, в названиях их основных трудов. Вторая функция учебника в том, что он очерчивает некий круг обязательных знаний по предмету, не претендуя на глубокое их раскрытие. Чтение рекомендованной литературы - это та главная часть системы самостоятельной учебы слушателя(студента), которая обеспечивает подлинное усвоение науки. Читать эту литературу нужно по принципу: «идея, теория, метод в одной, в другой и т.д. книгах». Во всех случаях рекомендуется рассмотрение теоретических вопросов не менее чем по трем источникам. Изучение проблемы по разным источникам - залог глубокого усвоения науки. Именно этот блок, наряду с выполнением практических заданий является ведущим в структуре самостоятельной работы слушателей(студентов).

В процессе изучения данной дисциплины учитывается посещаемость лекций, оценивается активность слушателей (студентов) на семинарских занятиях, а также качество и своевременность подготовки курсовой работы, презентаций докладов. По окончании изучения дисциплины проводится индивидуальный экзамен по предложенным вопросам.

Вопросы, выносимые на экзамен, должны служить постоянными ориентирами при организации самостоятельной работы слушателя(студента). Таким образом, усвоение учебного предмета в процессе самостоятельного изучения учебной и научной литературы является и подготовкой к экзамену, а сам экзамен становится формой проверки качества всего процесса самостоятельной учебной деятельности слушателя(студента). Слушатель(студент), показавший высокий уровень владения знаниями, умениями и навыками по предложенному вопросу, считается успешно освоившим учебный курс. В случае большого количества затруднений при раскрытии предложенного на экзамене вопроса слушателю(студенту) предлагается повторная подготовка и переэкземеновка.

Для успешного овладения курсом необходимо выполнять следующие требования:

1) посещать все занятия, т.к. весь тематический материал взаимосвязан между собой и теоретического овладения пропущенного недостаточно для качественного усвоения;

2) все рассматриваемые на семинарских занятиях вопросы обязательно фиксировать в отдельную тетрадь и сохранять её до окончания обучения в вузе;

3) обязательно выполнять все домашние задания;

4) проявлять активность на занятиях и при подготовке, т.к. конечный результат овладения содержанием дисциплины необходим, в первую очередь, самому слушателю(студенту);

5) в случаях пропуска занятий, по каким-либо причинам, обязательно «отрабатывать» пропущенное занятие преподавателю во время индивидуальных консультаций.

Практические занятия предназначены для усвоения материала через систему основных понятий управления пожарной безопасностью. Они включают обсуждение отдельных вопросов, разбор трудных понятий и их сравнение в разных научных школах, решение различных практических задач. Успешная организация времени по усвоению данной дисциплины во многом зависит от наличия у слушателя(студента) умения организовать себя и своё время для выполнения предложенных домашних заданий. Алгоритм подготовки к практическим занятиям может быть следующим:

1 этап – поиск в литературе теоретической информации на предложенные преподавателем вопросы;

2 этап – осмысление полученной информации, освоение терминов и понятий;

3 этап – составление плана ответа на каждый вопрос (конспект по теоретическим вопросам к семинарскому занятию, не менее трех источников по каждому вопросу в конспекте должна быть ссылка на источник);