2022-2023_2_3_3_АиУТПП(а)_2022_plx_plx_История и философия науки
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

"АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ"

 
Философии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История и философия науки
"_____" _____________  202_ г.
Заместитель начальника Академии

по учебной работе

полковник внутренней службы

______________   В.С. Шныпко

УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
2.3.3_АиУТПП(а)_2022.plx.plx

2.3.3_АиУТПП(а)_2022.plx.plx
Направление подготовки
2.3.3. Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами
Профиль

 
экзамены 2
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
64
аудиторные занятия
116
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
Итого
Недель
12 3/6
30 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
28
28
28
28
56
56
Практические
24
24
36
36
60
60
Итого ауд.
52
52
64
64
116
116
Кoнтактная рабoта
52
52
64
64
116
116
Сам. работа
20
20
44
44
64
64
Итого
72
72
108
108
180
180
 
 
УП: 2.3.3_АиУТПП(а)_2022.plx.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
доктор филос.наук, Зав. каф., Липский Владимир Николаевич;доктор философских наук, Нач. каф., Липский Владимир Николаевич _________________
 
доктор филос.наук, Грядовой Дмитрий Иосифович;доктор философских наук, профессор, Грядовой Дмитрий Иосифович _________________
Рецензент(ы):
 
История и философия науки
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - по научной специальности 2.3.3. Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (приказ Минобрнауки России от 20.10.2021 г. № 951)
 
2.3.3. Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.01.1754 протокол № .
 
Протокол от 0:00:00 г.  №     

Срок действия программы:  уч.г.

Философии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано:
Декан  факультета _________________________  _____________
Заведующий НТБ _________________________  Н.А.Патрушева
Зав. кафедрой __________________ Липский Владимир Николаевич
 
 
стр. 3
УП: 2.3.3_АиУТПП(а)_2022.plx.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
состоят в получении знаний о предмете философии науки, её месте в культуре современной цивилизации, рассмотрение концепций по вопросу возникновения науки и основных стадий её исторической эволюции, структуры научного знания и исторической изменчивости механизмов порождения нового знания, изучение взаимодействия традиций и получения нового знания, особенностей современного этапа развития науки и перспективы НТП, особенности развития техники и технических наук
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Знать:
2.1.2
- историю возникновения, этапы, структуру и содержание науки вообще и технических наук в частности;
2.1.3
- соотношение научного и технико-научного знания как науки и как учебной дисциплины;
2.1.4
- историю возникновения и становления науки как учебной методологические парадигмы, теории и концепции науки;
2.1.5
- основные методы теоретических и эмпирических исследований;
2.1.6
- роль науки (учебной дисциплины) в подготовке современного специалиста;
2.1.7
- взаимосвязь данной дисциплины с другими дисциплинами, изучаемыми в вузе;
2.1.8
- специфику философской проблематики дисциплины.
2.1.9
2.1.10
  
2.1.11
Уметь:
2.1.12
- творчески применять основные положения философии науки в научной и педагогической деятельности;
2.1.13
- осуществлять отбор научных сведений из инженерной науки в целях формирования содержания;
2.1.14
- понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ним современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания и исследования, их эволюцию;
2.1.15
- самостоятельно и творчески работать над теоретическими и философскими источниками, научно-исторической литературой; 
2.1.16
- правильно ориентироваться в современном широком спектре философских школ и направлений; 
2.1.17
- работать над углублением и систематизацией своих философских знаний, придавая им более стройную логическую, мировоззренческую направленность и методологическую культуру;
2.1.18
- использовать понятийно-категориальный аппарат философии науки, теоретические и эмпирические методы исследования.
2.1.19
Владеть:
2.1.20
- понятийно-категориальным аппаратом философии науки;
2.1.21
2.1.22
- теоретическими и эмпирическими методами исследования в пожарно-технической области;
2.1.23
2.1.24
- навыками философского мышления, анализа технического развития в условиях формирования новых общественных отношений.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Раздел I. Общие проблемы философии науки

 
стр. 4
УП: 2.3.3_АиУТПП(а)_2022.plx.plx
 
1.1
Тема 1.

Предмет философии науки. Место науки в культуре современной цивилизации

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
1
 
1.2
Тема 2.

Возникновение науки. Античный этап развития науки

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
1
 
1.3
Тема 3.

Философия науки: предмет и сущность /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
1
 
1.4
Тема 4.

Наука в цивилизациях древности

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
1
 
1.5
Тема 5.

Наука Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
1
 
1.6
Тема 6.

Наука и натурфилософия в Средние века, эпоху Возрождения. Новоевропейская наука  /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
1
 
1.7
Тема 7.

Неклассическая и постнеклассическая наука

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
1
 
1.8
Тема 8.

Эволюция подходов к анализу науки (конец ХIХ – ХХ вв.)

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
1
 
1.9
Тема 9.

Структура научного знания

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
1
 
1.10
Тема 10.

Динамика науки как процесс порождения нового знания

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
1
 
1.11
Тема 11.

Уровни научного исследования, основания науки

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
1
 
1.12
Тема 12.

Научное знание как процесс

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
1
 
1.13
Тема 13.

Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
1
 
1.14
Тема 14.

Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
2
 
1.15
Тема 15.

Научные революции и типы научной рациональности /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
2
 
1.16
Тема 16.

Проблемы современного этапа развития науки

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
2
 
1.17
Тема 17. Наука как социальный институт /Лек/
Л1.2Л2.2

Э1

4
2
 
стр. 5
УП: 2.3.3_АиУТПП(а)_2022.plx.plx
 
1.18
Тема 18.

Социология науки /Пр/

Л1.2Л2.2

Э1

4
2
 
1.19
Часы на контроль /Экзамен/

0
2
 
1.20
Сам. работа /Ср/

20
1
 
1.21
Подготовка реферата /Ср/

20
2
 
 
Раздел 2. Раздел II. Философские проблемы техники и технических наук

 
2.1
Тема 19.

Философия техники и методология технических наук

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
2
 
2.2
Тема 20.

Методологические проблемы философии техники /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
2
 
2.3
Тема 21.

Техника как предмет исследования естествознания /Лек/

Л2.2

Э1

4
2
 
2.4
Тема 22.

Техника и естествознание /Пр/

Л1.2Л2.2

Э1

4
2
 
2.5
Тема 23.

Естественные и технические науки /Лек/

Л1.2Л2.2

Э1

4
2
 
2.6
Тема 24.

Особенности неклассических научно-технических дисциплин /Лек/

Л1.2Л2.2

Э1

4
2
 
2.7
Тема 25.

Взаимодействие естественных и технических наук /Пр/

Л1.2Л2.2

Э1

4
2
 
2.8
Тема 26.

Формирование научно-технических дисциплин на современном этапе /Пр/

Л1.2Л2.2

Э1

4
2
 
2.9
Тема 27.

Социальная оценка техники как прикладная философия техники /Лек/

Л1.2Л2.2

Э1

4
2
 
2.10
Тема 28. Фундаментальная наука и развитие пожарно-технических знаний /Пр/
Л1.2Л2.2

Э1

4
2
 
2.11
Тема 29.

Техника как социальный феномен (круглый стол) /Пр/

Л1.2Л2.2

Э1

4
2
 
2.12
Самостоятельная работа /Ср/
Л1.2Л2.2

Э1

24
2
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1.  Перечень видов оценочных средств
Домашние творческие задания предназначены для развития творческого, нестандартного мышления, для  углублённого освоения изучаемой темы, развития у аспирантов методологических умений по связи  конкретной темы курса "История и философия науки" с темой своего диссертационного исследования, традициями  исследовательской деятельности кафедры, к которой прикреплён адъюнкт Проверка конспекта лекций Отчёт и групповое обсуждение  выполненных домашних творческих заданий Тестовые задания включают вопросы и варианты ответов на них. Доклады на семинарах включают как сам доклад, так и подготовленную по нему презентацию. Устный опрос на семинарском (практическом) занятии. Наблюдение за деятельностью (активностью и целенаправленностью) учащегося во время занятия. Беседа с дополнительными пояснениями изучаемой темы для слабо подготовленных обучающихся Реферат по истории науки (истории исследуемой проблемы) Кандидатский экзамен проводится в устной форме и включает в себя  два вопроса, один из которых по истории  науки, а второй по теоретическим проблемам философии науки
 
5.2. Контрольные вопросы и задания текущего контроля
 
стр. 6
УП: 2.3.3_АиУТПП(а)_2022.plx.plx
 
5.2.1. Примерное контрольное задание для краткого устного опроса по теме                   № п/п Типовое содержание вопроса 1. Охарактеризуйте социально-исторические предпосылки формирования средневековой науки 2. Каковы особенности технологической революции средневековья? 3. К каким социальным изменениям привели технические усовершенствования периода средних веков? 4. В чем смысл учения И. Кузанского об абсолютном максимуме и абсолютном минимуме (учение о совпадении противоположностей)? 5. В чем состоял мировоззренческий смысл учения Н. Коперника? 6. Назовите методологические положения астрономической теории Н. Коперника 7. Какое название в науке имеет метод, предложенный Ф. Бэконом и на чём основаны в связи с этим его аргументы? 8. Почему Ф. Бэкон считал технику идеалом для науки? 9. Охарактеризуйте основные положения плана создания истории науки и техники сформулированного Ф. Бэконом. 10. На чем основан метод рационализма Р. Декарта? 11. Сформулируйте основные правила метода Р. Декарта. 12. Какое методологическое значение для науки имели законы механики, сформулированные Г. Галилеем? 13. Охарактеризуйте философский смысл естественнонаучных идей И. Ньютона 5.2.2. Типовое задание• для выполнения домашней  творческой контрольной работы: Выберите любую знакомую Вам техническую теорию и проведите её анализ, опираясь на знания, полученные на лекциях, взятые из книжных источников (учебники, монографии и пр.); ресурсы интернет. Вопросы, на которые рекомендуется обратить внимание в ходе анализа: 1. Структура технической теории применение математического аппарата, абстрактные объекты как результат идеализации и схематизации экспериментальных объектов; 2. Специфика технической теории: ориентация на конструирование технических систем; «доводка» естественнонаучных знаний к решению технических (практических) задач; разработка специальных операций, перенесения теоретических результатов в область инженерной практики. Рекомендуемый объем – 2-3 стр. формата А-4 1. а) Рассмотрите три исторических типа научной картины мира (НКМ): механическую; электродинамическую и квантово-релятивистскую на материале естественной науки. б. Покажите роль философских оснований науки для развития пожарно-технических знаний. Рекомендуемый объем – 2-3 стр. формата А-4Задание № 4 Гипотеза является формой вероятностного знания, истинность или ложность которого еще не установлена. Опираясь на материал пожарной науки, опишите процесс перехода от гипотезы (как вероятностного знания) к теории (как достоверному знанию). В процессе описания рассмотрите условия выдвижения гипотезы и попытайтесь объяснить, почему процесс выдвижения гипотезы – это творческий процесс. Рекомендуемый объем – 1-2 стр. формата А-4. Проанализируйте высказывание В.И. Ленина: «От живого содержания к абстрактному мышлению и от него к практике…» и опишите как оно реализуется: а) в нормативно-технической деятельности; б) оперативно-тактической деятельности; в) в научной деятельности (на примере Вашей области исследования). Рекомендуемый объем – 2-3 стр. формата А-4. 2. Подготовьте письменные работы: а).Напишите эссе на тему: «Что дает исследователю переход на абстрактно-теоретический уровень мышления»? В ходе написания рассмотрите следующие вопросы: а) чем отличается абстрактно-теоретические уровень от эмпирического? б) какой из уровней и почему будет доминировать в Вашем диссертационном исследовании; в) взаимосвязь этих уровней в Вашем диссертационном исследовании. Рекомендуемый объем – 1-2 стр. формата А-4. Напишите эссе на тему «Социологический подход в истории науки и техники» по следующему плану: 1. Преувеличение роли естественных наук в социальном развитии (физика, биология); 2. Неопозитивистское концепции в развитии науки; 3. Технологический этап в развитии науки (акцент на прикладные области науки.) Рекомендуемый объем – 2-3 стр. формата А-4.
 
стр. 7
УП: 2.3.3_АиУТПП(а)_2022.plx.plx
 
Напишите свои размышления на тему: «Системный подход как шаг вперед в развитии парадигм науки». В ходе размышлений обратите внимание на рассмотрение вопросов: а) описание предшествующих системному подходу парадигм науки; б) основные понятия, принципы и задачи системных исследований; в) конкретное описание исследований, осуществленных на кафедре (по месту написания диссертации,) в которых использовался системный подход; г) использование системного подхода в Вашем будущем исследовании. 3. Выполните графическое задание: а).Составьте таблицу, в одной стороне которой перечислите достижения пифагорейской школы, а в другой стороне таблицы покажите их значение для развития науки, философии и искусства. б). На листе формата А-4 постройте таблицу, в которой перечислите области знания и конкретные открытия, сделанные Декартом. Опишите значение открытий, сделанных Р. Декартом для дальнейшего развития науки в). Главное произведение Н. Коперника, в котором были сформулированы положения гелиоцентризма, носит название «О вращении небесных тел». Составьте таблицу, состоящую из 3-х частей: в первой части перечислите основные положения гелиоцентризма Н. Коперника; во второй части, напротив положений гелиоцентризма, отметьте противоречащие им положения геоцентризма Птолемея; в третьей пасти таблицы опишите значение положений, обоснованных Н. Коперником для мировоззрения и развития науки. Рекомендуемый объем – 1 стр. формата А-4. 4.Выполнение прикладных заданий: а).Опираясь на имеющиеся у Вас пожарно-технические знания, опишите операцию выдвижения гипотезы, обратив особое внимание на то, какую роль при этом играют картина мира и аналоговая модель. Рекомендуемый объем – 1-2 стр. формата А-4 б)Опираясь на имеющийся опыт в области Вашего диссертационного исследования, проведите анализ тех методов эмпирического уровня, которые Вы предполагаете использовать. Опишите предметно процедуры использования конкретных методов. Рекомендуемый объем – 2-3 стр. формата А-4 Опираясь на лекционный материал, дополнительную литературу и интернет-ресурсы, подготовьте письменное задание по одной из следующих тем: 1. Традиции пожарной деятельности, нормы и образцы, сформированные в рамках традиционной культуры; 2. Влияние социальных изменений на деятельность пожарных; 3. Влияние системы ценностей на развитие пожарного дела (особое внимание обратите на такую ценность как инновация); 4. Традиционная и техногенная цивилизации (плюсы и минусы для развития общества в целом и пожарного дела в частности). Рекомендуемый объем – 2-3 стр. формата А-4. 5.2.3. Типовое контрольное задание для тестового контроля знаний на практических (семинарских) занятиях или проведения промежуточной аттестации (закрытый тест) 1. Для обозначения совокупности таких философов науки как К. Поппер, И. Лакатос, М. Полани, Т. Кун, П. Фейерабенд, можно использовать термин: • материализм • идеализм • экзистенциализм • постпозитивизм + 2. Метод наблюдения относят к методам: • частнонаучным • эмпирического исследования + • философским • теоретического исследования 3. Мировоззренческий смысл деятельности И.Ньютона состоит в том, что он обосновал феномен: •    синергетика •   сила тяготения + •    каузальность •    рационализм 5.2.4. Примерные темы докладов на семинарах: 1. Понятие, структура и функции науки. 2. Специфика научного познания. 3. Наука и другие формы знания (философия, искусство, религия). 4. Роль науки в современном образовании и формировании личности. 5. Христианское мировоззрение и наука. 6. Пантеизм и диалектика Н. Кузанского.
 
стр. 8
УП: 2.3.3_АиУТПП(а)_2022.plx.plx
 
7. Гелиоцентризм Н. Коперника. 8. Роль философии Ф. Бэкона в становлении экспериментальной науки. Метафизика и рационализм Р. Декарта и Б. Спинозы. 9. Мировоззренческий смысл открытий И. Ньютона, И. Кеплера и Г. Галилея. 10. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования. 11. Структура эмпирического исследования. 12. Структура теоретического исследования. 13. Структура основания науки: идеалы и нормы, научная картина мира, философские ос-нования науки. 14. Проблема связи научной картины мира и опыта. 15. Первичные теоретические модели и законы. 16. Становление развитой научной теории в классической науке. 17. Формирование научной теории в современной науке. 18. Традиции и новации в науке. 19. Понятие и сущность научной революции. 20. Глобальные научные революции. Для оценки ответов обучающихся рекомендуется использовать четырехбалльную систему. При этом можно рекомендовать следующие основания для оценок: Оценка «Отлично»:  ответ полный, правильный, отражающий основной материал дисциплины;  правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, взаимосвязей и дана конкретизация их примерами;  ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания. Оценка «Хорошо»:  ответ удовлетворяет выше названным требованиям, но есть неточности в изложении основного материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам педагога. Оценка «Удовлетворительно»:  ответ правильный, обучающийся в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности;  обучающийся затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал. Оценка «Неудовлетворительно»:  ответ неправильный;  не выполнено творческое задание, задание на контрольную работу или выполнено с существенными ошибками, неполно (менее, чем на 50 % от полного ответа);  не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы педагога, грубые ошибки в определении понятий (терминов). Критерии оценки творческих заданий можно разделить на две основные группы. Первую составляют формальные критерии, вторую – содержательные. Первая группа связана как с оформлением задания, так и с построением его композиции (например, композиции эссе). Вторая группа относится к содержанию задания. При оценке творческих заданий целесообразно опираться на следующие формальные критерии: 1) эстетические достоинства оформления задания (шрифт (почерк), форматирование текста, использование различных цветов и др.); 2) построение композиции задания (например, эссе), в частности, количество и соразмерность частей, отход от линейного повествования, соответствие плана задания его теме, единство содержания и формы; 3) грамотность автора, владением им русским языком, количество грамматических, речевых, стилистических, фактических ошибок; К числу содержательных критериев оценки творческого задания можно отнести следующие: 1) соответствие содержания задания его теме; 2) полнота раскрытия задачи, данной в задании; 3) степень самостоятельности обучающегося при выполнении задания (отсутствие плагиата); 4) логичность (т.е. последовательность, связность) изложения содержания (повествования); 5) глубина, обстоятельность, полнота использования источников информации; 6) оригинальность, новизна, нестандартность авторского подхода по решению задачи; 7) аргументированность, доказательность, обоснованность авторской позиции; 8) красота, ясность и чёткость стиля изложения; 9) использования выразительных средств, прежде всего, тропов, богатство лексики; 10) степень овладения обучающимся философской терминологией. Критерии оценки тестовых заданий Мы рекомендуем следующие критерии для выставления оценок в зависимости от процента правильных ответов: Количество правильных ответов при 25 вопросах в опроснике Количество правильных ответов при 20 вопросах в 
 
стр. 9
УП: 2.3.3_АиУТПП(а)_2022.plx.plx
 
опроснике Процент правильных ответов Оценка 0-12 0-9 до 50 % Неудовл 13-16 10-13 50-65 % Удовл 17-20 14-16 66-80 % Хорошо 21-25 17-20 выше 80 % Отлично
 
5.3.   Темы письменных работ Фонд оценочных средств
Подготовка аспирантом реферата является обязательным условием для допуска к экзамену. Помимо тем, предложенных в списке, аспирант может по согласованию с кафедрой и научным руководителем предложить тему реферата в соответствии со своими научными интересами (темой диссертационного исследования)         Примерные темы рефератов 1. Место и специфика истории технических наук как направления в исто-рии науки и техники. 2. Основные периоды в истории развития технических знаний. 3. Технико-технологические знания в строительной  и ирригационной практике периода Древних царств (Египет, Месопотамия). 4. Развитие античной механики в Александрийском мусейоне. 5. Начала научно-технических знаний в трудах Архимеда. 6. Техническое наследие Античности в трактате Марка Витрувия «Десять книг об архитектуре». 7. Ремесленные знания и механические искусства в Средние века (5-14 в.в). 8. Инженерные исследования и проекты Леонардо да Винчи. 9. Горное дело и металлургия в трудах Г. Агриколы и В. Бирингуччо.70. Роль техники в формировании классического и современного естествознания. 10. Фортификация и артиллерия как сферы развития инженерных знаний в 6-7 вв. 11. Великие географические открытия и развитие прикладных знаний в навигации и картографии. 12. Фрэнсис Бэкон и идеология «индустриальной науки». 13. Галилео Галилей и инженерная практика его времени. 14. Техническая практика и ее роль в становлении экспериментального естествознания в 18 в. 15. Организационное оформление науки и инженерии Нового времени. 16. Вклад М.В.Ломоносова в горное дело и металлургию. 17. Гидротехника, кораблестроение и становление механики жидкости в 18 в. 18. Научные и практические предпосылки создания универсального теплового двигателя. 19. Паровой двигатель и становление термодинамики в 19 в. 20. Возникновение технологии как системы знаний о производстве в конце 18 – начале 19 в. 21. Парижская политехническая школа и формирование научных основ машиностроения. 22. Развитие теории и практики в архитектуре и строительстве в 18 – 19 в. 23. Формирование научных основ металлургии в 19 в. 24. Становление и развитие инженерного образования  в 18-19 в. 25. Научная школа машиноведения МГТУ история и современность. 26. И. А. Вышнеградскицй и  отечественная школа машиностроения. 27. Классическая теория сопротивления материалов – от Галилея до начала 20 в. 28. История отечественной теплотехнической школы. 29. Н. Крылов- основатель школы отечественного кораблестроения.
 
стр. 10
УП: 2.3.3_АиУТПП(а)_2022.plx.plx
 
30. В. Г.Шухов – универсальный инженер. 31. Создание научных основ космонавтики. Значение идей К. Э.Циолковского. 32. Создание теоретических и экспериментальных основ аэродинамики. Вклад отечественных ученых – Н. Е.Жуковского, С. А.Чаплыгина и др. 33. Развитие машиноведения и механики машин в трудах отечественных ученых. 34. Становление и развитие технических наук электротехнического цикла в 19 – первой половине 20 в. 35. Развитие математического аппарата электротехники в конце 19 – первой трети 20 в. 36. Создание теоретических основ радиотехники. Идеи и достижения отечественных исследователей. 37. Технические науки в Российской академии  наук: история отделения технических наук. 38. История радиолокации и инженерные предпосылки формирования кибернетики. 40. Атомный проект СССР и формирование системы новых фундамен-тальных прикладных и технических дисциплин. 41. Развитие теоретических принципов лазерной техники. Вклад А. М.Прохорова и Н. Г.Басова. 42. Вклад и решение научно-технических проблем освоения космического пространства С. П.Королева, М. В.Келдыша и др. 43. Системное проектирование и развитие системотехнических знаний в 20 Критерии оценки рефератов можно разделить на две основные группы. Первую составляют формальные критерии, вторую – содержательные. Первая группа связана как с оформлением работы, так и с построением композиции реферата. Вторая относится к содержанию работы. При оценке реферата целесообразно опираться на следующие формальные критерии: 1) соответствие оформления реферата издательским требованиям, при этом обращается внимание на оформление титульного листа, списка литературы, наличие нумерации страниц, ширину полей, используемый шрифт, форматирование текста, оформление иллюстраций, таблиц, ссылок; 2) соответствие объёма реферата требованиям; 3) построение композиции реферата, в частности, количество и соразмерность разделов и подразделов основной части, соответствие плана работы её теме, взаимосвязь Введения, разделов Основной части и Заключения; 4) грамотность автора, владением им русским языком, количество грамматических, речевых, стилистических, фактических ошибок; 5) количество указанных источников в списке литературы, их новизна и соответствие теме. К числу содержательных критериев оценки реферата можно отнести следующие: 6) соответствие содержания реферата его теме; 7) полнота раскрытия темы реферата; 8) степень самостоятельности обучающегося при выполнении работы (отсутствие плагиата); 9) логичность (т.е. последовательность, связность) повествования; 10) глубина, обстоятельность анализа источников; 11) оригинальность, новизна авторского подхода по ракрытию темы; 12) соответствие реферата требованиям объективности, научности; 13) аргументированность, доказательности, обоснованность авторской позиции; 14) красота, ясность и чёткость стиля изложения; 15) степень овладения обучающимся навыками осмысления философских текстов; 16) степень овладения обучающимся философской терминологией; 17) степень владения навыками критического восприятия информации; 18) достаточность обоснованности выводов, их соответствие поставленным задачам; 19) адекватность использованных методов поставленной исследовательской задаче.
 
5.4. Вопросы и задания промежуточной аттестации
5.4.1. Перечень вопросов для подготовки к экзамену 1. Критерии, которым должна отвечать диссертация на соискание ученой степе-ни кандидата технических наук в соответствии с Положением о присуждении ученых степеней, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.09.2013 №842. Перечень контрольных вопросов
 
стр. 11
УП: 2.3.3_АиУТПП(а)_2022.plx.plx
 
1. Предмет философии науки. 2. Понятие, структура и функции науки. 3. Научное познание и его сущность. 4. Критерии и нормы научности. 5. Наука и философия. 6. Наука и искусство. 7. Наука и образование. 8. Наука в Древнем мире. 9. Натурфилософия Древней Греции. 10. Теория познания и логика Аристотеля. 11. Античная логика и математика. 12. Александрийская математическая школа (Евклид, Архимед, Аполлоний). 13. Наука в эпоху эллинизма. 14. Особенности средневековой науки. 15. Средневековая «технологическая революция». 16. Пантеизм и диалектика Н. Кузанского. 17. Гелиоцентризм Н. Коперника. 18. Искусство как средство познания мира (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и др.). 19. Роль философии Ф. Бэкона в формировании экспериментальной науки. 19. Роль философии Ф. Бэкона в формировании экспериментальной науки. 20.Рационализм Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница и его влияние на развитие науки. 21. Вклад Г. Галилея в развитие опытной науки. 22. Проблемы науки и научного познания в позитивизме. 23. Постпозитивистская концепция научного знания Т. Куна. 24. Понятие научно-исследовательской программы И. Лакатоса. 25. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда. 26. Модель развития научного знания в фальсификационизме К. Поппера. 27. Понятие эмпирического и теоретического уровней научного ис-следования. 28. Взаимодействие категорий «эмпирическое» и «теоретическое» с категориями «чувственное» и «рациональное». 29. Структура эмпирического знания. 30. Структура теоретического знания. 31. Основания науки (идеалы и нормы, научная картина мира). 32. Философские основания науки. 33. Роль методологии в развитии науки. 34. Проблема истины в научном познании. 35. Научная картина мира и ее исторические формы. 36. Методы научного познания и их классификация. 37. Гипотеза как форма разрешения проблемной ситуации в науке. 38. Методы конкретных наук. 39. Общенаучные методы познания. 40. Взаимодействие оснований науки и опыта. 41. Дифференциация и интеграция научного знания. 42. Научная теория и ее структура. 43. Становление научной теории в классической науке. 44. Формирование научной теории в современной науке. 45. Понятие и сущность научной революции. 46. Традиции и новации в науке. 47. Глобальные научные революции. 48. Типы научной рациональности. 49. Сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного знания. 50. Этика науки. 51. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. 52. Философия русского космизма и учение В.Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. 53. Сциентизм и антисциентизм. 54. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. 55. Наука как социальный институт. 56. Научное сообщество. 57. Наука и власть. 58. Наука и культура. 59. Наука и экономика. 60. Компьютеризация науки и ее социальные последствия. 61. Проблема государственного регулирования науки. 62. Предмет, основные сферы и задачи философии техники. 63. Соотношение философии науки и философии техники. 64. Смысл и сущность техники. 65. Соотношение научного и инженерного стилей мышления. 66. Образы науки в культуре: традиционная и проектная культуры.
 
стр. 12
УП: 2.3.3_АиУТПП(а)_2022.plx.plx
 
Установлены следующие критерии оценок: Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязывается теория с практикой. При этом слушатель не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, показывает знакомство с монографической литературой, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических работ. Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся твердо знающему программный материал, грамотно и по существу излагающему его, который не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его детали, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических работ. Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практическую работу. Отвечая на вопросы билета и на дополнительные вопросы, обучающийся должен всегда помнить, что преподаватель объективен и с самого начала экзамена доброжелателен к каждому обучающемуся. Тем более недопустимы и аморальны иногда встречающиеся попытки отдельных обучающихся прибегнуть к «шпаргалкам», воспользоваться помощью рядом готовящегося товарища и т.п. В конечном итоге это приводит к неудовлетворительному результату.
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Стёпин В.С.
История и философия науки: История и философия науки
Академический проект, 2017
 
Л1.2
Матяш Т.П., Положенкова Е.Ю., Воденко К.В., Могилевская Г.И.
История и философия науки: История и философия науки
Кнорус, 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. 
Основы философии науки: Основы философии науки
, 2010
 
Л2.2
Канке, В. А. 
История, философия и методология техники и информатики: Учебник для магистров 
Юрайт, 2019
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Стёпин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А.
Философия науки и техники: Философия науки и техники
Гардарики, 1996
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Библиотека Института философии РАН
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7.3.2.1
1. Справочная система КонсультантПлюс: (http://www.consultant.ru/)
7.3.2.2
2. Информационно-правовая система ГАРАНТ: (http://garant.ru/)
7.3.2.3
3. Бесплатная библиотека документов: (http://norm-load.ru/)
7.3.2.4
4. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (window.edu.ru)
7.3.2.5
5. Библиотека Института философии РАН (http://iph.ras.ru/catalog/1162306159/1162476667.htm).
7.3.2.6
6. Библиотека портала philosophy.ru. (http://www.philosophy.ru/lib/philyaz/
7.3.2.7
7. Библиотека сайта «Metodolog.ru». (http://metodolog.ru/index.html) и (http://metodolog.ru/academy.html)
7.3.2.8
8. Библиотека сайта «Экзистенциальная и гуманистическая психология». (http://www.hpsy.ru/public/)
7.3.2.9
9. Википедия (http://vikipedia. org)
7.3.2.10
10. Психологическая библиотека Киевского фонда содействия развитию психологиче-ской культуры. (http://psylib.ukrweb.net/index.html
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа
 
стр. 13
УП: 2.3.3_АиУТПП(а)_2022.plx.plx
 
7.2
Лекционный зал № 521
7.3
Основное оборудование:
7.4
Интерактивный мультимедийный комплекс – 1 шт.
7.5
Проектор – 1 шт.;
7.6
Экран для проектора – 1 шт.;
7.7
Учебная доска– 1 шт.;
7.8
Учебный стол – 15 шт.;
7.9
Посадочных мест – 30 шт.;
7.10
Рабочее место преподавателя –  1 компл.;
7.11
Кафедра – 1 шт.
7.12
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ)
7.13
Учебная аудитория № 521.
7.14
Основное оборудование:
7.15
Интерактивный мультимедийный комплекс – 1 шт.
7.16
Проектор – 1 шт.;
7.17
Экран для проектора – 1 шт.;
7.18
Учебная доска– 1 шт.;
7.19
Учебный стол – 15 шт.;
7.20
Посадочных мест – 30 шт.;
7.21
Рабочее место преподавателя –  1 компл.;
7.22
Кафедра – 1 шт
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения дисциплины направлена на освоение таких важных целей, как формирование у преподавателей-исследователей способности с научных мировоззренческих позиций оценивать процессы развития научных идей, умению соотносить не с логикой развития «своей» науки, навыком практического анализа современных научных достижений, умением оценивать современные научно-технические достижения, используя методологию социально-гуманитарного знания, умению строить свою исследовательскую практику в соответствии с нормами научной этики. В последние десятилетия существенно возросло значение научно-методического и методологического обеспечения конкретной научно-исследовательской деятельности в общественной практике. Теоретические практические задачи все чаще приобретают комплексный, междисциплинарный характер, поэтому для правильной постановки и решения требуются объединенные усилия различных специалистов. В таких условиях эффективность и качество исследований и разработок существенно зависят от научно-методической и методологической подготовки специалистов. Поэтому освоение аспирантами и соискателями методологического арсенала современной науки необходимо рассматривать как важную социальную задачу. Изучение вопросов осмысления истории научного знания, понимания структуры и динамики его развития, типов научной рациональности даёт возможность обучающимся не только разобраться в сложном процессе научного знания, но также позволяет им с научно-мировоззренческих позиций оценивать эти процессы. Рассмотрение особенностей взаимодействия естественных и технических наук на современном этапе, выявление содержания и специфики исследованию в современных научно-технических дисциплинах ведёт к овладению обучающимися методологическим инструментарием, необходимым для использования в пожарно-технических исследованиях. Таким образом, изучение будущими преподавателями-исследователями курса «История и философия науки»   это не только усвоение определённой системы знаний, но и понимание феномена науки как производства научных знаний. Достижение отмеченных целей последовательно осуществляется всеми формами проведения занятий и складывается из следующих основных компонентов: самостоятельная работа с учебной и научной философской литературой, прослушивание лекций, участие в семинарских занятиях, обязательное написание реферата и его защита, написание домашних контрольных заданий Самостоятельная работа является основным методом глубокого и творческого усвоения содержания дисциплины, важнейшим путём приобретения и углубления знаний, незаменимым средством развития мышления. Важнейшими принципами самостоятельной работы являются: регулярность: занимайтесь не от случая к случаю, а регулярно, хотя бы один раз в неделю; • целенаправленность: прежде чем начать работать с философским текстом, решите, что Вы хотите узнать, на какие вопросы получить ответы; • последовательность: не стремитесь забежать вперёд, узнать всё сразу, вместо быстрого, но поверхностного усвоения содержания дисциплины практикуйте постепенное и последовательное движение в соответствии с программой курса – так Вы сделаете свои знания более прочными; • практичность: старайтесь распознать практическое значение научных идей, оценить их сквозь призму технического развития в целом и информатики в частности; • критицизм: не принимайте всё, что прочитаете за «чистую монету», следуя советам древних философов, сомневайтесь во всём, дерзайте вопрошать и критиковать авторитеты;
 
стр. 14
УП: 2.3.3_АиУТПП(а)_2022.plx.plx
 
• коллегиальность: обсуждайте прочитанное, услышанное и увиденное в кругу своих товарищей, ведь именно в споре рождается истина. К основным формам самостоятельной работы относятся: чтение основной и дополнительной литературы по дисциплине, подготовка к семинарским занятиям, подготовка докладов и тематических сообщений, выполнение домашних контрольных заданий. Полнота и качество конспекта лекций – важный показатель отношения обучающихся к изучению курса. Конспект – важнейшее, незаменимое средство хранения и систематизации информации. Вести конспект следует аккуратно, выделяя более крупным шрифтом или подчеркиванием название темы лекции и учебных вопросов, основных определений. При подготовке к лекции необходимо просматривать записи предыдущей лекции с целью восстановления в памяти ранее изученного материала. Существует ряд правил, следование которым сделает работу с конспектом легкой, удобной и эффективной: • старайтесь вести записи аккуратно, писать разборчиво, чтобы потом можно было легко понять написанное; • выделяйте основное (заголовки тем и вопросов лекций, определения важнейших терминов, имена философов) с помощью чернил другого цвета, цветными карандашами или фломастерами – так Вы всегда легко найдёте самое важное; • во время конспектирования лекций сокращайте длинные или часто употребляемые слова и словосочетания, разработайте собственную систему условных обозначений; • делайте записи свободными, чтобы при повторном чтении можно было внести в них поправки, уточнения, дополнения; • заведите в конце тетради словарь, в который заносите определения важнейших терминов. Семинарские занятия – являются школой публичных выступлений обучающихся, они проходят в атмосфере свободного обмена мнениями, в форме живого и творческого обсуждения основных вопросов. Отдельные занятия по решению преподавателя могут проводиться с использованием активных методов обучения, в частности, в форме деловых, эвристических игр, дискуссий, конференций, круглых столов и т.п. Каждый обучающийся должен готовиться к каждому семинарскому занятию на основе указаний преподавателя. Особое место при подготовке к семинарам, а также во время их проведения, занимает выполнение домашних контрольных заданий, в которых центральное внимание уделяется умению практически применять знания, полученные при изучении дисциплины к процессам развития науки и техники в целом и своей исследовательской практике в частности. Выполнение домашних контрольных задания является обязательным для каждого обучающегося Реферат [нем. Referat < лат. referre докладывать, сообщать] представляет собой учебно-исследовательскую работу, которая является обязательным условием допуска к экзамену. Выбор темы реферата осуществляется по двум вариантам: 1. Аспирант может выбрать тему из списка, рекомендованного «Программой кандидатского экзамена», утверждённого Минобрнауки России; 2. Аспирант может инициативно предложить тему по истории исследуемой им в диссертационном исследовании проблемы, согласовав тему с научным руководителем и кафедрой философии (на основании решения. принятого на Учёном совете Академиии). Требования по оформлению реферата:  реферат должен включать в себя введение, основную часть, состоящую из 3-5 разделов, заключение, список литературы;  реферат должен быть оформлен на листах формата А-4 (текст пишется только на одной стороне листа);  все цитаты должны сопровождаться ссылками на их источник;  у реферата должны быть правильно оформленный титульный лист, оглавление с указанием номеров страниц;  все страницы реферата должны быть пронумерованы;  рекомендуемый объем реферата – 24 страницы. Консультации преподавателей организуются с целью помочь обучающимся разрешить вопросы, возникающие в процессе самостоятельного изучения учебного материала на любой стадии его освоения, как в течение учебного семестра, так и в период зачетной (экзаменационной) сессии. Они, как правило, проводятся в индивидуальном порядке, но при необходимости могут быть и групповыми. Преподавание дисциплины проводится в течение двух семестров. По завершении семестра обучающиеся сдают экзамен. Экзамен, как правило, проводится в устной форме по билетам, каждый их которых включает в себя по 2 учебных вопроса. Пропущенные обучающимися занятия (по уважительным или иным причинам) отрабатываются в индивидуальном порядке в дни консультаций преподавателя, ведущего семинары. Методика изучения дисциплины направлена на освоение таких важных целей, как формирование у преподавателей-исследователей способности с научных мировоззренческих позиций оценивать процессы развития научных идей, умению соотносить не с логикой развития «своей» науки, навыком практического анализа современных научных достижений, умением оценивать современные научно-технические достижения, используя методологию социально-гуманитарного знания, умению строить свою исследовательскую практику в соответствии с нормами научной этики. В последние десятилетия существенно возросло значение научно-методического и методологического обеспечения конкретной научно-исследовательской деятельности в общественной практике. Теоретические практические задачи все чаще приобретают комплексный, междисциплинарный характер, поэтому для правильной постановки и решения требуются объединенные усилия различных специалистов. В таких условиях эффективность и качество исследований и разработок существенно зависят от научно-методической и методологической подготовки специалистов. Поэтому освоение аспирантами и соискателями методологического арсенала современной науки необходимо рассматривать как важную социальную задачу. Решая вопросы осмысления истории научного знания, понимания структуры и динамики его развития, типов научной рациональности даёт возможность обучающимся не только разобраться в сложном процессе научного знания, но также позволяет им с научно-мировоззренческих позиций оценивать эти процессы. Рассмотрение особенностей взаимодействия естественных и технических наук на современном этапе, выявление содержания и специфики исследованию в 
 
стр. 15
УП: 2.3.3_АиУТПП(а)_2022.plx.plx
 
современных научно-технических дисциплинах ведёт к овладению обучающимися методологическим инструментарием, необходимым для использования в пожарно-технических исследованиях. Таким образом, изучение будущими преподавателями-исследователями курса «История и философия науки»   это не только усвоение определённой системы знаний, но и понимание феномена науки как производства научных знаний. Достижение отмеченных целей последовательно осуществляется всеми формами проведения занятий и складывается из следующих основных компонентов: самостоятельная работа с учебной и научной философской литературой, прослушивание лекций, участие в семинарских занятиях, обязательное написание реферата и его защита, написание домашних контрольных заданий. Самостоятельная работа является основным методом глубокого и творческого усвоения содержания дисциплины, важнейшим путём приобретения и углубления знаний, незаменимым средством развития мышления. Важнейшими принципами самостоятельной работы являются: • регулярность: занимайтесь не от случая к случаю, а регулярно, хотя бы один раз в неделю; • целенаправленность: прежде чем начать работать с философским текстом, решите, что Вы хотите узнать, на какие вопросы получить ответы; • последовательность: не стремитесь забежать вперёд, узнать всё сразу, вместо быстрого, но поверхностного усвоения содержания дисциплины практикуйте постепенное и последовательное движение в соответствии с программой курса – так Вы сделаете свои знания более прочными; • практичность: старайтесь распознать практическое значение научных идей, оценить их сквозь призму технического развития в целом и информатики в частности; • критицизм: не принимайте всё, что прочитаете за «чистую монету», следуя советам древних философов, сомневайтесь во всём, дерзайте вопрошать и критиковать авторитеты; • коллегиальность: обсуждайте прочитанное, услышанное и увиденное в кругу своих товарищей, ведь именно в споре рождается истина. К основным формам самостоятельной работы относятся: чтение основной и дополнительной литературы по дисциплине, подготовка к семинарским занятиям, подготовка докладов и тематических сообщений, выполнение домашних контрольных заданий. Полнота и качество конспекта лекций – важный показатель отношения обучающихся к изучению курса. Конспект – важнейшее, незаменимое средство хранения и систематизации информации. Вести конспект следует аккуратно, выделяя более крупным шрифтом или подчеркиванием название темы лекции и учебных вопросов, основных определений. При подготовке к лекции необходимо просматривать записи предыдущей лекции с целью восстановления в памяти ранее изученного материала. Существует ряд правил, следование которым сделает работу с конспектом легкой, удобной и эффективной: • старайтесь вести записи аккуратно, писать разборчиво, чтобы потом можно было легко понять написанное; • выделяйте основное (заголовки тем и вопросов лекций, определения важнейших терминов, имена философов) с помощью чернил другого цвета, цветными карандашами или фломастерами – так Вы всегда легко найдёте самое важное; • во время конспектирования лекций сокращайте длинные или часто употребляемые слова и словосочетания, разработайте собственную систему условных обозначений; • делайте записи свободными, чтобы при повторном чтении можно было внести в них поправки, уточнения, дополнения; • заведите в конце тетради словарь, в который заносите определения важнейших терминов. Семинарские занятия – являются школой публичных выступлений обучающихся, они проходят в атмосфере свободного обмена мнениями, в форме живого и творческого обсуждения основных вопросов. Отдельные занятия по решению преподавателя могут проводиться с использованием активных методов обучения, в частности, в форме деловых, эвристических игр, дискуссий, конференций, круглых столов и т.п. Каждый обучающийся должен готовиться к каждому семинарскому занятию на основе указаний преподавателя. Особое место при подготовке к семинарам, а также во время их проведения, занимает выполнение домашних контрольных заданий, в которых центральное внимание уделяется умению практически применять знания, полученные при изучении дисциплины к процессам развития науки и техники в целом и своей исследовательской практике в частности. Выполнение домашних контрольных задания является обязательным для каждого обучающегося Реферат [нем. Referat < лат. referre докладывать, сообщать] представляет собой учебно-исследовательскую работу, которая является обязательным условием допуска к экзамену. Выбор темы реферата осуществляется по двум вариантам: 1. Аспирант может выбрать тему из списка, рекомендованного «Программой кандидатского экзамена», утверждённого Минобрнауки России; 2. Аспирант может инициативно предложить тему по истории исследуемой им в диссертационном исследовании проблемы, согласовав тему с научным руководителем и кафедрой философии (на основании решения. принятого на Учёном совете Академиии). Требования по оформлению реферата:  реферат должен включать в себя введение, основную часть, состоящую из 3-5 разделов, заключение, список литературы;  реферат должен быть оформлен на листах формата А-4 (текст пишется только на одной стороне листа);  все цитаты должны сопровождаться ссылками на их источник;  у реферата должны быть правильно оформленный титульный лист, оглавление с указанием номеров страниц;  все страницы реферата должны быть пронумерованы;  рекомендуемый объем реферата – 24 страницы. Консультации преподавателей организуются с целью помочь обучающимся разрешить вопросы, возникающие в процессе самостоятельного изучения учебного материала на любой стадии его освоения, как в течение учебного семестра, так и в период зачетной (экзаменационной) сессии. Они, как правило, проводятся в индивидуальном порядке, но при необходимости могут быть и групповыми.
 
стр. 16
УП: 2.3.3_АиУТПП(а)_2022.plx.plx
 
Преподавание дисциплины проводится в течение двух семестров. По завершении семестра обучающиеся сдают экзамен. Экзамен, как правило, проводится в устной форме по билетам, каждый их которых включает в себя по 2 учебных вопроса. Пропущенные обучающимися занятия (по уважительным или иным причинам) отрабатываются в индивидуальном порядке в дни консультаций преподавателя, ведущего семинары.