2022-2023_20_03_01_ТБз(студ)_2022_plx_Технологическая практика (в должности помощника начальника караула)_Пожарная безопасность
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

"АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ"

 
Пожарной тактики и службы (в составе УНК пожаротушения)
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Технологическая практика (в должности помощника начальника караула)
"_____" _____________  202_ г.
Заместитель начальника Академии

по учебной работе

полковник внутренней службы

______________   В.С. Шныпко

УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
20.03.01_ТБз(студ)_2022.plx

20.03.01_ТБз(студ)_2022.plx
Направление подготовки
20.03.01 Техносферная безопасность
пожарная безопасность
Профиль

 
зачеты с оценкой 3
Виды контроля на курсах:
экзамены
4
самостоятельная работа
102
аудиторные занятия
2
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Практические
2
2
2
2
Итого ауд.
2
2
2
2
Кoнтактная рабoта
2
2
2
2
Сам. работа
102
102
102
102
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 20.03.01_ТБз(студ)_2022.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.техн.наук, доцент кафедры пожарной тактики и службы (в составе УНК пожаротушения), Григорьев А.Н.;кан. тех. н., доцент кафедры пожарной тактики и службы (в составе УНК пожаротушения), Джангиев Р.Н.;кан. пед. н., доцент кафедры пожарной тактики и службы (в составе УНК пожаротушения), Новиков А.М. _________________
 
кан. тех. н., Начальник УНК пожарной и аварийно-спасательной техники , Рожков А.В. _________________
Рецензент(ы):
 
Технологическая практика (в должности помощника начальника караула)
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 680)
 
20.03.01 Техносферная безопасность
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 24.03.2022 протокол № 3.
 
Протокол от 0:00:00 г.  №     

Срок действия программы: 20__-20__ уч.г.

Пожарной тактики и службы (в составе УНК пожаротушения)
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано:
Декан  факультета _________________________  _____________
Заведующий НТБ _________________________  Н.А.Патрушева
Зав. кафедрой __________________ Максимкин В.А.
 
 
стр. 3
УП: 20.03.01_ТБз(студ)_2022.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Приобретение необходимых навыков по выполнению профессиональных функций в должности помощника начальника караула
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Специальная профессиональная подготовка
2.1.2
Основы профессиональной подготовки
2.1.3
Правовые основы деятельности пожарно-спасательного гарнизона
2.1.4
Правовые основы организации обеспечения техносферной  и пожарной безопасности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в должности начальника караула, помощника оперативного дежурного службы пожаротушения)
2.2.2
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в должности оперативного дежурного ЦУКС, помощника оперативного дежурного службы пожаротушения)
2.2.3
Пожарная тактика
2.2.4
Технологическая практика (в должности начальника караула, помощника оперативного дежурного службы пожаротушения)
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 

 
1.1
Темы занятий в задание на практику (приложение) /Ср/

102
3
 
1.2
Темы занятий в задание на практику (приложение) /Пр/

2
3
 
1.3
/ЗачётСОц/

4
3
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1.  Перечень видов оценочных средств
устный опрос, отчетные документы согласно задания, зачет с оценкой (по учебному плану) 
 
5.2. Контрольные вопросы и задания текущего контроля
Нормативные документы, регламентирующие деятельность подразделений ПО. Функциональные обязанности помощника начальника караула, командира отделения. Мероприятия по выполнению правил охраны труда дежурного караула (дежурной смены). Требования безопасности, промсанитарии и гигиены при несении караульной службы. Организацию караульной службы ПЧ. Обязанности личного состава дежурного караула (дежурной смены). Оперативно-тактическая и служебная документация в дежурном карауле. Порядок заполнения, использования и хранения. Поддержание и восстановление готовности дежурного караула (дежурной смены) к ведению действий по тушению пожаров и проведению АСР. Действия по тушению пожаров. Обязанности РТП. Полномочия участников тушения пожара. Основы прекращения горения на пожаре. Огнетушащие вещества. Порядок эксплуатации и испытания пожарных рукавов. Оперативно-тактическую характеристику района выезда ПЧ. Документацию по специализации дежурного караула. Компоновку пожарного автомобиля (ПА) и укомплектованность по табелю положенности. Тактико-технические данные основных ПА общего и целевого применения и их тактические возможности. Маркировка ПА. Классификацию пожарных насосов. Общее устройство, принцип работы, технические характеристики. Подготовку СИЗОД к работе. Организацию работы базы (поста) ГДЗС, ведение документации. Техническое обслуживание 
 
стр. 4
УП: 20.03.01_ТБз(студ)_2022.plx
 
СИЗОД. Профессиональная и тактическая подготовка личного состава караула. Организация связи в ПЧ. Организация подмены (замены) диспетчера ПСЧ в дежурном карауле (смене).
 
5.3.   Темы письменных работ Фонд оценочных средств
Не предусмотрены
 
5.4. Вопросы и задания промежуточной аттестации
Не предусмотрены
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Пожарно-спасательная часть.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Общие рекомендации по самостоятельной работе. Самостоятельная работа предполагает более глубокую проработку отдельных тем, определенных заданием для подготовка к зачету с оценкой. Важной частью самостоятельной работы является чтение учебной литературы. Основная функция учебной литературы - ориентировать соответствующие знания, умения и навыки, которые должны быть усвоены по данной дисциплине будущими специалистами. Учебник также служит путеводителем по многочисленным произведениям, ориентируя в именах авторов, специализирующихся на определённых научных направлениях, в названиях их основных трудов. Вторая функция учебника в том, что он очерчивает некий круг обязательных знаний по предмету, не претендуя на глубокое их раскрытие. Чтение рекомендованной литературы - это та главная часть системы самостоятельной учебы, которая обеспечивает подлинное усвоение науки. Изучение проблемы по разным источникам - залог глубокого усвоения науки. Именно этот блок, наряду с выполнением практических заданий является ведущим в структуре самостоятельной работы. Для успешного овладения курсом необходимо выполнять следующие требования: 1) посещать все занятия, т.к. весь тематический материал взаимосвязан между собой и теоретического овладения пропущенного недостаточно для качественного усвоения; 2) все рассматриваемые на занятиях вопросы обязательно фиксировать в отдельную тетрадь и сохранять её до окончания обучения в вузе; 3) обязательно выполнять все домашние задания; 4) проявлять активность на занятиях и при подготовке, т.к. конечный результат овладения содержанием дисциплины необходим, в первую очередь, самому обучаемому; 5) в случаях пропуска занятий, по каким-либо причинам, обязательно «отрабатывать» пропущенное занятие преподавателю во время индивидуальных консультаций. Методические рекомендации по освоению лекционного материала. На лекциях преподаватель рассматривает вопросы программы курса, составленной в соответствии с государственным образовательным стандартом. Из-за недостаточного количества аудиторных часов некоторые темы не удается осветить в полном объеме, поэтому преподаватель, по своему усмотрению, некоторые вопросы выносит на самостоятельную работу рекомендуя ту или иную литературу. Кроме этого, для лучшего освоения материала и систематизации знаний по дисциплине, необходимо постоянно разбирать материалы лекций по конспектам и учебным пособиям. Во время самостоятельной проработки лекционного материала особое внимание следует уделять возникшим вопросам, непонятным терминам, спорным точкам зрения. Все такие моменты следует выделить или выписать отдельно для дальнейшего обсуждения. В случае необходимости обращаться к преподавателю за консультацией. Полный список литературы по дисциплине приведен в рабочей программе курса. Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям Основной целью данного предмета является ориентация обучающихся на приобретение необходимых теоретических знаний и практических навыков в области управления пожарными подразделениями при тушении пожаров в различных условиях. Подготовка обучающихся должна быть ориентирована на глубокое освоение профессиональных основ в ходе образовательного процесса. Практическое занятие – это активная форма учебного процесса в вузе, направленная на умение обающихся переработать учебный текст, обобщить материал, развить критичность мышления, отработать практические навыки. Практические занятия предназначены для усвоения материала через систему основных понятий управления пожарной безопасностью. Они включают обсуждение отдельных вопросов, разбор трудных понятий и их сравнение в разных научных школах, решение различных практических задач. Успешная организация времени по усвоению данной дисциплины во многом зависит от наличия у обучаемого умения организовать себя и своё время для выполнения предложенных домашних заданий. Алгоритм подготовки к практическим занятиям может быть следующим: 1 этап – поиск в литературе теоретической информации на предложенные преподавателем вопросы; 2 этап – осмысление полученной информации, освоение терминов и понятий; 3 этап – составление плана ответа на каждый вопрос (конспект по теоретическим вопросам к семинарскому занятию, не 
 
стр. 5
УП: 20.03.01_ТБз(студ)_2022.plx
 
менее трех источников по каждому вопросу в конспекте должна быть ссылка на источник).