2022-2023_2_10_1_ПБз(а)_2022_plx_plx_Педагогическая практика
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

"АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ"

 
Философии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Педагогическая практика
"_____" _____________  202_ г.
Заместитель начальника Академии

по учебной работе

полковник внутренней службы

______________   В.С. Шныпко

УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
2.10.1_ПБз(а)_2022.plx.plx

2.10.1_ПБз(а)_2022.plx.plx
Направление подготовки
2.1.11. Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
Профиль

 
зачеты с оценкой 4
Виды контроля  в семестрах:
экзамены
4
самостоятельная работа
88
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (4.1)
Итого
Недель
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
88
88
88
88
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 2.10.1_ПБз(а)_2022.plx.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
_________________
 
_________________
Рецензент(ы):
 
Педагогическая практика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральные государственные требования к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2021 г. № 951)
 
2.10.1. Пожарная безопасность
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 20.10.2021 протокол № 10.
 
Протокол от 0:00:00 г.  №     

Срок действия программы:  уч.г.

Философии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано:
Декан  факультета _________________________  _____________
Заведующий НТБ _________________________  Н.А.Патрушева
Зав. кафедрой __________________ Свиридова Наталья Владимировна
 
 
стр. 3
УП: 2.10.1_ПБз(а)_2022.plx.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
- получение профессиональных навыков в области педагогической деятельности;
1.2
- формирование и развитие профессиональных умений и опыта в преподавательской деятельности;
1.3
- овладение основами педагогического мастерства в учебно-воспитательной и преподавательской работе;
1.4
- приобретение навыка педагога-исследователя, владеющего современным инструментарием науки для поиска и интерпретации информационного материала с целью его использования в педагогической деятельности;
1.5
- освоение адъюнктами различных видов планирования учебной работы, форм и методов обучения общетехническим и  специальным дисциплинам в рамках современных образовательных технологий.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для прохождения педагогической практики обучающимся необходимо:
2.1.2
Знать:
2.1.3
- основы психологии
2.1.4
- основные этапы образовательной деятельности
2.1.5
- возрастные особенности обучающихся
2.1.6
- гендерные особенности обучающихся
2.1.7
- личностно - ориентированные подходы в образовании
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
«Философия», «История философии науки», «Философия техники и технических наук», «Педагогика», «Методика обучения», «Психология человека».
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Проведение обучающимися аудиторных занятий

 
1.1
Ознакомление с документацией

кафедры (в составе УНК, УНЦ, НОК)

по проведению занятий (изучение

учебного плана, рабочей программы

дисциплины, ФГОСа) /Ср /Ср/

Л1.4 Л1.5Л2.4 Л2.6Л3.7 Л3.10

Э1 Э2

12
4
 
1.2
Изучение литературы и учебнометодических пособий по теме

проводимых занятий согласно рабочей

программе дисциплины, лабораторного и

программного обеспечения.

Освоение современных образовательных

технологий /Ср/

Л1.6 Л1.8 Л1.9 Л1.10Л2.3 Л2.7 Л2.8Л3.3 Л3.4 Л3.6

Э1 Э2

12
4
 
1.3
Подготовка плана проведения занятия. /Ср/
Л1.4 Л1.9 Л1.10Л2.1 Л2.5 Л2.6 Л2.10Л3.1 Л3.3 Л3.4 Л3.6

Э1 Э2

12
4
 
1.4
Определение тем, дат и форм

проведения занятий / /Пр/

Л1.4 Л1.8 Л1.9 Л1.10Л2.7 Л2.8Л3.7 Л3.9 Л3.10

Э1 Э2

8
4
 
1.5
Подготовка планов проведения занятий /Ср/
Л1.4 Л1.5 Л1.9 Л1.10Л2.2 Л2.4 Л2.9 Л2.10Л3.1 Л3.4 Л3.6

Э1 Э2

12
4
 
стр. 4
УП: 2.10.1_ПБз(а)_2022.plx.plx
 
1.6
Проведение аудиторных занятий адъюнктами - обучающимися /Пр/
Л1.2 Л1.3 Л1.7Л2.1 Л2.6Л3.1 Л3.2 Л3.11

Э1 Э2

8
4
 
1.7
Подготовка планов проведения занятий /Ср/
Л1.8 Л1.9 Л1.10Л2.5 Л2.6 Л2.9 Л2.10Л3.5 Л3.6 Л3.8

Э1 Э2

12
4
 
1.8
Подготовка отчета о прохождении

практики. Заслушивание на заседании

кафедры /Ср/

Л1.6 Л1.8 Л1.9 Л1.10Л2.3 Л2.7 Л2.8Л3.1 Л3.3 Л3.4 Л3.6

Э1 Э2

12
4
 
1.9
Подготовка документации для

предоставления отчета о прохождении

педагогической практики  /Ср/

Л1.8 Л1.9 Л1.10Л2.6 Л2.9 Л2.10Л3.1 Л3.3 Л3.4 Л3.6 Л3.11

Э1 Э2

16
4
 
1.10
Зачёт с оценкой /ЗачётСОц/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.7Л2.2 Л2.6 Л2.9Л3.7 Л3.9 Л3.10

Э1 Э2

4
4
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1.  Перечень видов оценочных средств
1. Реферат - самостоятельная научно-исследовательская работа обучающегося, которая пишется по определённой теме на основе педагогических источников, научной литературы, включая первоисточники, социологических и экспериментальных данных. 2. Контрольная работа может выполнятся на семинарских занятиях для закрепления и проверки знаний, полученных в ходе лекций и в процессе самостоятельной работы.    3. Работа с практикумом предполагает выполнение творческих заданий, исчерпывающие ответы на вопросы в письменном виде, контрольное тестирование.   4. Проверка конспекта лекций и домашних письменных заданий. 5. Доклады на семинарских занятиях помимо самого доклада включают в себя подготовку электронной презентации. 6. Устный опрос на семинарском (практическом) занятии. 7. Наблюдение за деятельностью (активностью и целенаправленностью) обучающегося во время занятия. 8. Итоговый зачет с оценкой.
 
5.2. Контрольные вопросы и задания текущего контроля
Процесс обучения как форма познание объективной реальности. Актуальные проблемы оптимизации процесса обучения. Образовательные, воспитательные и практические цели обучения. Содержание и способы обучения. Формы организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе. Социальные и психодиагностические типологии обучаемых. Роль лекций в учебном процессе. Цели, задачи и формы проведения семинаров. Определение и классификация лекций в учебном процессе. Основные правила и приемы работы лектора с аудиторией. Объект и функции контроля в обучении. Цели и задачи научно-исследовательской работы слушателей и курсантов. Понятие теории обучения в психологии. Развивающее обучение в вузе. Особенности теоретических знаний. Методы программированного обучения в вузе. Методы проблемного обучения при преподавании психологии. Методы интерактивного обучения. Основные формы научно-исследовательской работы. Формы проведения семинарских занятий. Требования к профессиональным и нравственным качествам преподавателя. Практические, семинарские и лабораторные занятия в учебных группах. Методика организации учебной дискуссии. Подготовка кадров преподавателей  и повышение их квалификации. Психологические особенности восприятия учебной информации различными типами слушателей и курсантов. Формирование навыков самоконтроля у обучаемых. Межпредметные связи  с другими дисциплинами. Особенности  педагогической деятельности. Функции преподавателя в различных видах учебной деятельности.
 
стр. 5
УП: 2.10.1_ПБз(а)_2022.plx.plx
 
Методика подготовки лекций Дебаты как активная форма обучения Основные функции, виды и формы контроля Итоговый и промежуточный контроль знаний обучаемых.
 
5.3.   Темы письменных работ Фонд оценочных средств
1. Методика применения дифференцированного подхода в обучении.

2. Печатные наглядные пособия и опорные конспекты.

3. Нетрадиционные формы преподавания.

4. Наглядные средства обучения  и методика их применения.

5. Словесные средства обучения  и методика их применения на занятиях.

6. Приемы работы по изучению письменных источников.

7. Система развивающего обучения.

8. Организация межпредметных связей.

9. Современные проблемы и тенденции развития высшего образования.

10. Учебник  как источник знаний и средство обучения.

11. Стратегия развития  образования на современном этапе.

12. Методы организации устного изложения теоретического и практического материала.

13. Внеурочная работа в высшей школе.

14. Методика применения опорных конспектов.

15. Развитие методики преподавания  как науки.

16. Контроль знаний обучающихся.

17. Организация самостоятельной работы студентов.

18. Специфика методика обучения относительно технических дисциплин.

1. Образование как социальное явление и педагогический процесс.

2. Взаимосвязь педагогической науки и практики.

3. Преподаватель высшей школы: функции и профессиональные обязанности.

4. Гуманизм и творчество в педагогической деятельности преподавателя высшей школы.

5. Педагогические взгляды Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля.

6. Вклад древнеримских философов в развитие античной педагогической мысли.

7. Педагогические идеи в творчестве И. Лойолы.

8. «Великая дидактика» Я.А. Коменского.

9. Жизнь и педагогическое творчество Д. Локка.

10. Педагогические воззрения французских просветителей XVIII в.

11. Педагогика в России в XIX в.

12. Педагогическая система К.Д. Ушинского.

13. Педагогическая мысль в США.

14. Творчество Марии Монтессори.

15. История советской педагогики (1917-1991).

16. Состояние и перспективы развития отечественной и зарубежной педагогики.

17. Особенности научного исследования в педагогике.

18. Проблема методологической компетентности преподавателя в организации высшего образования.

19. Принципы обучения как категории дидактики.

20. Педагогические технологии: сущность и содержание.

21. Закономерности и принципы педагогического процесса.

22. Место учебно-воспитательного коллектива в педагогическом процессе вуза.

23. Личностно-ориентированное обучение.

25. Дидактика: единство преподавания и учения.

26. Средства и приемы обучения.

27. Организация учебной деятельности слушателей и курсантов.

28. Анализ и самоанализ различных форм учебных занятий.

29. Сравнительная характеристика воспитательных систем и концепций.

30. Гуманистическое воспитание как концепция воспитания в современной России.  

31. Пути формирования нравственной культуры обучаемых.

32. Критерии эффективности процесса воспитания.

33. Педагогические основы профессионального становления преподавателя высшей школы.

34. Проблема самосовершенствования личности преподавателя высшей школы.

35. Место педагогики в подготовке кадров высшей квалификации.

При оценке реферата целесообразно опираться на следующие формальные критерии:

1) соответствие оформления реферата издательским требованиям;

2) соответствие объёма реферата требованиям;

3) грамотность автора, владением им русским языком, количество ошибок;

5) количество указанных источников в списке литературы, их новизна и соответствие теме.

  К числу содержательных критериев следует отнести следующие:

6) соответствие содержания реферата его теме;

7) полнота раскрытия темы;

 
стр. 6
УП: 2.10.1_ПБз(а)_2022.plx.plx
 
8) степень самостоятельности обучающегося при выполнении работы (отсутствие плагиата);

9) логичность повествования;

10) глубина, обстоятельность анализа источников;

11) соответствие реферата требованиям объективности, научности;

12) степень овладения обучающимся социально-философской терминологией;

13) степень владения навыками критического восприятия информации;

14) достаточность обоснованности выводов, их соответствие поставленным задачам;

Критерии оценивания контрольных работ:

1. Для оценки работ обучающихся рекомендуется использовать четырехбалльную систему. При этом можно рекомендовать следующие критерии оценивания:

Оценка «Отлично»:

 ответ полный, правильный, отражающий основной материал дисциплины;

 правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, взаимосвязей и дана конкретизация их примерами;

 ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания.

Оценка «Хорошо»:

 ответ удовлетворяет вышеназванным требованиям, но есть неточности в изложении основного материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам педагога.

Оценка «Удовлетворительно»:

 ответ правильный, обучающийся в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности;

 обучающийся затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал.

Оценка «Неудовлетворительно»:

 ответ неправильный;

 не выполнено задание на контрольную работу или выполнено с существенными ошибками, неполно (менее, чем на 50 % от полного ответа);

 не раскрыто основное содержание учебного материала, грубые ошибки в определении понятий (терминов).

 
5.4. Вопросы и задания промежуточной аттестации
Тема . Методика преподавания специальных дисциплин,  как наука: предмет, структура, роль в педагогической деятельности 1.Назовите достижения ученых, которые внесли существенный вклад в становлении методики преподавания как науки; 2. В какие годы происходило становление методики преподавания технических дисциплин как научной дисциплины? 3.Какими терминами характеризуется область знаний методики преподавания технических дисциплин? 4.Назовите  этапы развития и становления методики преподавания. 5.Назовите объект и предмет науки. 6.Какие методы научных исследований использует методика? 7.Назовите перспективные направления развития методики преподавания технических дисциплин в настоящее время. Тема . Организация, планирование и программирование учебного процесса в высшей школе 1. Какова существующая модель высшего профессионального образования в России? 2. Синхронизируйте уровни образования. 3. Какова нормативно-правовая и методическая база  функционирования двухуровневой системы в России. 4. Охарактеризуйте приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации. 5. Проведите анализ плана мероприятий по включению российской системы высшего профессионального образования в Болонский процесс на ближайшие годы. 6. Перечислите основные нормативные документы, регламентирующие учебный процесс в вузе (в Академии ГПС МЧС), и охарактеризуйте их роль. 7.    Перечислите компетенции, которыми должны владеть педагоги высшей школы 8. Особенности планирование лекции. 9. Особенности планирование семинарского занятия. Тема . Подготовка и написание плана проведения занятия. 1. Какие документы планируют работу вуза. 2. Какова структура и специфика планов проведения занятия? 3. Назовите основные пункты учебного плана. 4. Рабочий план и программа курса – дайте краткую характеристику. 5. Назовите главные параметры подготовки плана проведения занятия.
 
стр. 7
УП: 2.10.1_ПБз(а)_2022.plx.plx
 
6. Какие этапы необходимы в подготовке к занятию преподавателя? 7. Есть ли особенности подготовки плана проведения занятия в Вашей дисциплине? 8. Какими регламентирующими документами вы пользуетесь при подготовке к занятиям? Тема . Методы и формы обучения в образовательном процессе вуза 1. Назовите основные парадигмы изучения методов обучения; 2. Какие основные условия надо учитывать при планировании некоторых методов на занятии? 3. Какими терминами характеризуется область знаний методики преподавания технических дисциплин? 4. Назовите  различные подходы к понятию «метод». 5. Назовите особенности применения методов обучения в ВУЗе. 6. Какие методы научных исследований использует методика? 7. Назовите перспективные направления развития методов обучения сегодня. Тема. Лекция как форма устного  изложения материала: основные виды, подготовка,  исполнение 1. Охарактеризуйте роль лекции в учебном процессе в ВУЗе. 2. Назовите основные функции лекции и дайте им характеристику: информационная, ориентирующая, объясняющая, убеждающая, увлекающая. 3. Охарактеризуйте уровни лекции: организационный, дидактический, методический уровни лекции. 4. Назовите основные виды лекций. 5. Каковы познавательные компоненты лекции? 6. Каковы различные стили чтения лекции. 7. Охарактеризуйте личность лектора и ее влияние на качество лекции. 8. Приведите примеры вариантов традиционной лекции. 9. Что значит «активная лекция»? 10. Приведите варианты активной лекции. 11. Что такое композиция лекции? 12. Основные этапы подготовки к лекции. 13. Приемы активизациивнимания обучаемых при изложении учебного материала в лекции. 14. Современные методические требования к проведению лекции Тема. Методика подготовки и проведения семинарских занятий, практических и лабораторных занятий в специальных дисциплинах. 1. Дайте определение практического занятия. 2. Приведите отличительные признаки семинаров в высшей школе и средней школе; 3. Что такое вебинар? Приведите плюсы и минусы таких семинаров. 4. Функции семинаров. 5. Назовите основные параметры самоанализа семинара. 6. Анализ преимуществ и недостатков использования основных форм проведения семинаров. 7. Современные требования к проведению семинарского занятия 8. Каковы цели и задачи семинарских занятий в ВУЗе?   9. Назовите критерии оценки качества семинаров. Приведите примеры из своей педагогической практики. 10. Приведите примеры активных методов обучения.  Каковы современные требования к проведению семинарского занятия по социологии. Тема. Традиционные и современные формы контроля знаний студентов. 1. Проблема организации контроля качества усвоения знаний студентов. 2. Основные функции, виды и формы контроля. 3. Особенности контроля качества усвоения знаний студентов при обучении. 4. Методы педагогического контроля. 5. Оценка и отметка. 6. Тестирование как разновидность контроля. 7. Самоконтроль студентов. 8. Итоговая государственная аттестация и подготовка к ней преподавателя. 9. Итоговый и промежуточный контроль знаний студентов. 10. Зачет и экзамен как традиционные формы итогового контроля знаний студентов. 11. Укажите требования, предъявляемые к выбору форм контроля знаний в высшей школе. 12. Охарактеризуйте предварительный, текущий, рубежный (тематический) и итоговый контроль. 13. Принципы организации контроля знаний и системы оценивания с учетом требований Болонского соглашения. 14. Зачет как основная форма проверки знаний. Варианты  технологии проведения зачета. Тема. Деятельность преподавателя по организации самостоятельной работы студентов.
 
стр. 8
УП: 2.10.1_ПБз(а)_2022.plx.plx
 
1. Роль самостоятельной работы при усвоении знаний. 2. Понятие и виды самостоятельной работы студентов. 3. Умение студентов самостоятельно работать с документами. 4. Руководство преподавателем самостоятельной работой студентов. 5. Приведите подходы к организации самостоятельной работы студентов (Р. Микельсон, Б. Есипов, П. Пидкасистый, А. Лындин). 6. В чём состоит оптимизация самостоятельной работы студентов. 7. Каковы виды самостоятельной работы по поставленным целям: приобретение новых знаний; углубление ранее приобретенных знаний; обобщение, систематизация и практическое применение знаний; формирование практических умений и навыков; самоконтроль в процессе усвоения знаний и выработка навыков их использования при решении практических проблем; развитие у студентов внимания, памяти, методов логического мышления, гражданских качеств и т.д. 1. Предмет педагогики, связь педагогики с другими науками. 2. Источники развития педагогики. 3. Основные этапы становления и развития мировой педагогики. История отечественной педагогики. 4. Отрасли современной педагогики. 5. Методы педагогических исследований. 6. Педагогический процесс как целостность. 7. Образовательная система России. 8. Факторы формирования личности. 9. Основные категории педагогики 10. Особенности педагогического общения. 11. Стили педагогической деятельности. 12. Компоненты педагогической техники 13. Цели и содержание дидактики. 14. Основные категории дидактики. 15. Принципы дидактики. 16. Основные методы обучения. 17. Виды обучения. 18. Формы организации учебной деятельности. 19. Понятие и классификация педагогических технологий. 20. Цели и содержание воспитания. 21. Закономерности воспитательного процесса. 22. Принципы воспитания. 23. Методы воспитания. 24. Воспитание личности в коллективе. 25. Правовое и патриотическое воспитание в высшей школе. 26. Содержание современного нравственного воспитания. 27. Преподаватель высшей школы как воспитатель. 28. Педагогическая диагностика. Методы диагностики группы. 29. Планирование воспитательной работы. 30. Требования к личности преподавателя. 31. Понятие о педагогической технике, педагогическом мастерстве. 32. Самовоспитание и самообразование преподавателя вуза. 33. Методики психической саморегуляции. Аутотренинг. 34. Педагогика в системе социально-гуманитарного знания. Для оценки работ обучающихся рекомендуется использовать четырехбалльную систему. Критерии оценивания таковы: Оценка «Отлично»:  ответ полный, правильный, отражающий основной материал дисциплины;  правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, взаимосвязей, и дана их иллюстрация на примерах;  ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания.   Оценка «Хорошо»:  ответ удовлетворяет выше названным требованиям, но есть неточности в изложении основного материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам педагога.   Оценка «Удовлетворительно»:  ответ правильный, обучающийся в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности;  обучающийся затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей явлений и процессов, непоследовательно излагает материал. Оценка «Неудовлетворительно»:  ответ неправильный;  не выполнено задание на контрольную работу или выполнено с существенными ошибками, неполно (менее, чем на 50 % от полного ответа);  не раскрыто основное содержание учебного материала, грубые ошибки в определении понятий (терминов). 
 
стр. 9
УП: 2.10.1_ПБз(а)_2022.plx.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Психология и педагогика: учебные программы
М.: Академия ГПС МЧС России, 2009
 
Л1.2
Скакун В.А.
Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (В схемах и таблицах): Учебное пособие
М.: Издательский центр "Академия", 2009
 
Л1.3
Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И.
Психология и педагогика: учебное пособие
СПб.: Питер, 20072009
 
Л1.4
Ганьшина Г. В.
Методика преподавания специальных дисциплин: Учебное пособие
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.5
Арбузова Е. Н., Яскина О. А.
Методика преподавания управленческих дисциплин: Учебное пособие
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.6
Поляков С. П., Старков Р. В.
Военная педагогика: военно-патриотическое воспитание курсантов СПО: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.7
Методика преподавания
 
Л1.8
Дьяченко Н. В.
Методический опыт в истории педагогики: учебное методическое пособие
АГПС МЧС, 2022
 
Л1.9
Дьяченко Н. В.
Методика преподавания технических дисциплин : Практикум 
АГПС МЧС, 2022
 
Л1.10
Дьяченко Н. В.
Методика преподавания управленческих дисциплин : Практикум 
АГПС МЧС, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Блинов В. И.
Методика преподавания в высшей школе: Учебно-практическое пособие
М.: Издательство Юрайт, 2017
 
Л2.2
Блинов В. И., Виненко В. Г., Сергеев И. С.
Методика преподавания в высшей школе: Учебно-практическое пособие
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.3
Дьяченко Н. В. 
Методические указания по педагогической практике по дисциплине Методика преподавания технических и управленческих дисциплин: :  учеб.-метод. пособие для адъюнктов / Н. В. Дьяченко.
– М. : Академия ГПС МЧС России., 2020
 
Л2.4
Практические задания по Методике преподавания техниче-ских и управленческих дисциплин:  учеб.-метод. пособие для адъюнктов
М.: Академия ГПС МЧС России, 2018
 
Л2.5
Планы семинарских занятий по Методике преподавания технических дисциплин:  : учеб.-метод. пособие для адъюнктов
М. : Академия ГПС МЧС России, 2019
 
Л2.6
Хрестоматия по Методике преподавания технических и управленческих дисциплин : Методика обучение и Педагогика для адъюнктов
Академия ГПС МЧС России, 2019
 
Л2.7
Котляревич А.Н.
Педагогика. Хрестоматия. Для адъюнктов: Учебное пособие
АГПС МЧС РФ, 2022
 
Л2.8
Котляревич А.Н.
Педагогика. Практикум. Для адъюнктов: учебное пособие
, 2022
 
Л2.9
Дьяченко Н. В.
Планы семинарских занятий по Методике преподавания управленческих дисциплин: учебно - методическое пособие
АГПС МЧС, 2019
 
Л2.10
Дьяченко Н. В.
Планы семинарских занятий по Методике преподавания технических дисциплин : учебно - методическое пособие
, 2019
 
6.1.3. Методические разработки
 
стр. 10
УП: 2.10.1_ПБз(а)_2022.plx.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Котляревич А.Н.
Методика организации деловых игр по философии: учебно-методический комплекс
М.: Академия ГПС МЧС России, 2009
 
Л3.2
Котляревич А.Н.
Творческие задания по философии: учебно-методический комплекс
М.: Академия ГПС МЧС России, 2009
 
Л3.3
Киселева Е.А., Федосеев А.А., Трифонов Н.Я.
Психологическая защита пожарных как способ интрапсихической адаптации к деятельности в опасных ситуациях: монография
М.: Академия ГПС МЧС России, 2010
 
Л3.4
Киселева Е.А., Кузьмина О.А., Крупчак М.М.
Конфликтология: учебное пособие
М.: Академия ГПС МЧС России, 2012
 
Л3.5
Карандашев В. Н.
Методика преподавания психологии: Учебник
М.: Издательство Юрайт, 2017
 
Л3.6
Гуревич П. С.
Психология и педагогика: Учебник
М.: Издательство Юрайт, 2017
 
Л3.7
Арбузова Е. Н., Яскина О. А.
Методика преподавания управленческих дисциплин: Учебное пособие
Москва: Издательство Юрайт, 2018
 
Л3.8
Немов Р. С.
Психология в 2 ч. Часть 1: Учебник
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л3.9
Сост. Н. В. Дьяченко
Хрестоматия по Методике преподавания технических и управленческих дисциплин: учеб.-метод. пособие для адъюнктов
М.: Академия ГПС МЧС России, 2020
 
Л3.10
Планы семинарских занятий по Методике преподавания управленческих дисциплин:  учеб.-метод. пособие для адъюнктов
М.: Академия ГПС МЧС России, 2019
 
Л3.11
Планы семинарских занятий по Методике преподавания технических дисциплин: Методика обучения для адъюнктов
Академия ГПС МЧС России, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Библиотека Института философии РАН
 
Э2
Библиотека сайта «Metodolog.ru»
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7.3.2.1
1. Справочная система КонсультантПлюс: (http://www.consultant.ru/)
7.3.2.2
2. Информационно-правовая система ГАРАНТ: (http://garant.ru/)
7.3.2.3
3. Бесплатная библиотека документов: (http://norm-load.ru/)
7.3.2.4
4. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (window.edu.ru)
7.3.2.5
5. Библиотека Института философии РАН (http://iph.ras.ru/catalog/1162306159/1162476667.htm).
7.3.2.6
6. Библиотека портала philosophy.ru. (http://www.philosophy.ru/lib/philyaz/
7.3.2.7
7. Библиотека сайта «Metodolog.ru». (http://metodolog.ru/index.html) и (http://metodolog.ru/academy.html)
7.3.2.8
8. Библиотека сайта «Экзистенциальная и гуманистическая психология». (http://www.hpsy.ru/public/)
7.3.2.9
9. Википедия (http://vikipedia. org)
7.3.2.10
10. Психологическая библиотека Киевского фонда содействия развитию психологиче-ской культуры. (http://psylib.ukrweb.net/index.html)
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа
7.2
Лекционный зал № 521
7.3
Основное оборудование:
7.4
Интерактивный мультимедийный комплекс – 1 шт.
7.5
Проектор – 1 шт.;
7.6
Экран для проектора – 1 шт.;
7.7
Учебная доска– 1 шт.;
7.8
Учебный стол – 15 шт.;
7.9
Посадочных мест – 30 шт.;
7.10
Рабочее место преподавателя –  1 компл.;
7.11
Кафедра – 1 шт.
 
стр. 11
УП: 2.10.1_ПБз(а)_2022.plx.plx
 
7.12
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ)
7.13
Учебная аудитория № 521.
7.14
Основное оборудование:
7.15
Интерактивный мультимедийный комплекс – 1 шт.
7.16
Проектор – 1 шт.;
7.17
Экран для проектора – 1 шт.;
7.18
Учебная доска– 1 шт.;
7.19
Учебный стол – 15 шт.;
7.20
Посадочных мест – 30 шт.;
7.21
Рабочее место преподавателя –  1 компл.;
7.22
Кафедра – 1 шт
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по организации зачетов Прием зачётов регламентируется следующими нормативными документами: 1. Методические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (одобрены на заседании учебно-методического совета МЧС России от 31.05.2011). 2. Положение о зачетах Академии Государственной противопожарной службы МЧС России (от 25 октября 2009 года). Зачёты являются формой промежуточного контроля успеваемости обучающихся. Они проводятся в объёме рабочих программ по дисциплине. Перечень зачётов и экзаменов, а также период их проведения устанавливаются рабочим учебным планом. Зачеты по дисциплинам проводятся до начала экзаменационной сессии по билетам или без них (путем собеседования). Порядок проведения зачетов, форма проверки знаний и навыков обучающихся определяются кафедрой. Зачет, как правило, принимается преподавателем, ведущим данную дисциплину на курсе. Для проведения зачетов преподаватель разрабатывает перечень вопросов, охватывающий весь программный материал дисциплины или отдельный её раздел. Материалы проведения зачетов (перечень вопросов, заданий и др.) обсуждается на заседании кафедры (секции) и утверждается ее начальником. Если требуется, принимающий зачет может задавать обучающемуся дополнительные вопросы, задачи и примеры. Если занятия по одной дисциплине проводились несколькими преподавателями, то зачеты принимаются, как правило, преподавателем, читающим лекции по данной дисциплине. Преподавателю предоставляется право поставить зачет без опроса тем обучающимся, которые показали высокую успеваемость в текущем семестре по данной дисциплине и активно участвовали в семинарских, практических и других видах занятий. Кафедры отвечают за выбор формы и порядка проведения зачетов, качество содержания и своевременность утверждения материалов для их проведения, расстановку преподавателей, материальное обеспечение зачетов, соответствие оценок знаниям обучающихся, правильность заполнения зачетных и экзаменационных ведомостей и своевременное их возвращение в учебный отдел. Руководитель факультета отвечают за посещаемость обучающимися зачетов, выполнение графика учебного процесса, успеваемость.