ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
"АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ"
рабочая программа дисциплины (модуля)
"_____" _____________ 202_ г.
Заместитель начальника Академии
по учебной работе
полковник внутренней службы
______________ В.С. Шныпко
2.3.3_АиУТПП(а)_2022.plx.plx
2.3.3_АиУТПП(а)_2022.plx.plx
2.3.3. Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 2.3.3_АиУТПП(а)_2022.plx.plx
к.п.н., доцент кафедры философии, Дьяченко Н. В. _________________
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральные государственные требования к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2021 г. № 951)
2.3.3. Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 01.01.1754 протокол № .
Протокол от 0:00:00 г. №
Срок действия программы: уч.г.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Декан факультета _________________________ _____________
Заведующий НТБ _________________________ Н.А.Патрушева
Зав. кафедрой __________________ Липский Владимир Николаевич
УП: 2.3.3_АиУТПП(а)_2022.plx.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
- получение профессиональных навыков в области педагогической деятельности;
- формирование и развитие профессиональных умений и опыта в преподавательской деятельности;
- овладение основами педагогического мастерства в учебно-воспитательной и преподавательской работе;
- приобретение навыка педагога, владеющего современным инструментарием науки для поиска и интерпретации информационного материала с целью его использования в педагогической деятельности;
- освоение адъюнктами различных видов планирования учебной работы, форм и методов обучения общетехническим и специальным дисциплинам в рамках современных образовательных технологий.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Для прохождения педагогической практики адъюнктами (обучающимися) необходимо:
- основные этапы образовательной деятельности
- возрастные особенности обучающихся
- гендерные особенности обучающихся
- личностно - ориентированные подходы в образовании
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
История и философия науки, Методология научного исследования, Методологические основы педагогики и психологии высшего образования, Тренинг профессионально ориентированной риторики, дискуссий и общения. Факультативные занятия "Педагогическая риторика".
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Проведение адъюнктами (обучающимися) аудиторных занятий
Изучение и обсуждение требований федерального законодательства в области образования (ФЗ, ФГОС и т.д.) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.4 Л3.5
Э1 Э2
Изучение и обсуждение требований учебного плана, приказов Академии ГПС МЧС России (№ 292 от27.06.2016 г.), рабочей программы дисциплины, учебной литературы, фондовых лекций и т.п. /Ср/
Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Перечень видов оценочных средств
1 Работа с практикумом
2 Наблюдение за деятельностью (активностью и целенаправленностью) обучающегося во время занятия.
3 Итоговый зачет с оценкой.
5.2. Контрольные вопросы и задания текущего контроля
Организация занятия
1. Доклад дежурного по учебной группы
2. Проверка наличия л/с учебной группы
Заполнение журнала учета занятий
Действия преподавателя в отношении опоздавших лиц на занятие
3. Наличие плана проведения занятия;
УП: 2.3.3_АиУТПП(а)_2022.plx.plx
- конспекта занятия
- другие материалы для проведения занятия
Структура занятия, методика изложения
4. Вводная часть - объявление:
- темы и цели занятия
- его вида и учебные вопросы занятия
- литературы
5. Основная часть. Побуждение интереса, активности и творческого мышления обучающихся:
- к дискуссии;
- использование оценки деятельности обучающегося для стимулирования его активности и развития познавательного интереса
6. Учет особенностей обучающихся:
- установление контакта, наличие обратной связи
- контроль дисциплины на занятии
7. Использование технических средств обучения, наглядных пособий, презентации и т.д.
8. Выбор форм, методов и приемов обучения, (оптимальных для данного вида занятия)
9. Заключительная часть:
- подведение итогов занятия, результатов деятельности обучающихся;
- ответы на вопросы
- задание на самоподготовку
10. Правильность расчета времени по структуре занятия
Ораторское мастерство
11. Простота и доходчивость речи.
Использование технической (управленческой) терминологии
12. Культура речи (богатство языка, правильность произношения, построение фраз, дикция, темп речи и т.п.)
13. Этика поведения во время занятия (такт, уважительность и т.д.)
5.3. Темы письменных работ Фонд оценочных средств
5.4. Вопросы и задания промежуточной аттестации
1. Как Вы формулируете образовательные, воспитательные и развивающие цели обучения в своих планах проведения занятий.
2. Укажите этапы подготовки плана проведения занятия.
3. Этапы подготовки к лекции.
4. Этапы проведения лекции. Основные проблемы и ошибки при этом.
5. Дайте характеристику формам проведения семинаров поэтапно.
6. Какие виды и формы контроля вы используете на семинарах, лабораторных и практических занятиях?
7. Какие активные формы обучения вы используете при преподавании с примерами.
8. Какие методы обучения вы использовали в преподавании.
9. Расскажите поэтапно проведения практических занятий.
10. Какие методы и приёмы вы использовали при организации и управлении учебной дискуссией. Чем дискуссия отличается от диспута?
11. Где, как и с помощью каких методов Вы использовали межпредметные и внутрипредметные связи?
12. Как, при каких условиях, основываясь на чём вы ставите отметки и оценки на занятии, рубежный контроль, дифференцированный зачёт? Чем они отличаются?
13. Расскажите, как Вы проводите зачёт?
14. Укажите документы, необходимые для проведения лекции, семинара, педагогической практического занятия, лабораторной работы, зачёта, экзамена.
15. С помощью каких методов и приёмов вы поддерживаете интерес аудитории, акцентируете внимание всей аудитории или одного обучающегося?
16. Что такое педагогика?
17. Характеристика педагогической деятельности.
18. Виды педагогической деятельности.
19. Дайте определение дидактики.
20. Основные этапы развития мировой педагогики.
21. Этапы и содержание отечественной педагогики.
22. Воспитание и его виды.
23. Сущность компетентностного подхода.
24. Профессиональные и личностные требования к преподавателю.
25. Сущность и значение методологической компетентности исследователя.
26. Методы обучения.
27. Методы воспитания.
28. Принципы обучения.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
УП: 2.3.3_АиУТПП(а)_2022.plx.plx
6.1.1. Основная литература
Методика преподавания специальных дисциплин: Учебное пособие
Москва: Издательство Юрайт, 2019
Арбузова Е. Н., Яскина О. А.
Методика преподавания управленческих дисциплин: Учебное пособие
Москва: Издательство Юрайт, 2019
Поляков С. П., Старков Р. В.
Военная педагогика: военно-патриотическое воспитание курсантов СПО: Учебное пособие для вузов
Методический опыт в истории педагогики: учебное методическое пособие
Методика преподавания технических дисциплин
:
Практикум
Методика преподавания управленческих дисциплин
:
Практикум
6.1.2. Дополнительная литература
Методические указания по педагогической практике по дисциплине Методика преподавания технических и управленческих дисциплин: : учеб.-метод. пособие для адъюнктов / Н. В. Дьяченко.
– М. : Академия ГПС МЧС России., 2020
Практические задания по Методике преподавания техниче-ских и управленческих дисциплин: учеб.-метод. пособие для адъюнктов
М.: Академия ГПС МЧС России, 2018
Хрестоматия по Методике преподавания
технических и управленческих дисциплин
: Методика обучение и Педагогика для адъюнктов
Академия ГПС МЧС России, 2019
Педагогика. Хрестоматия. Для адъюнктов: Учебное пособие
Педагогика. Практикум. Для адъюнктов: учебное пособие
6.1.3. Методические разработки
Киселева Е.А., Федосеев А.А., Трифонов Н.Я.
Психологическая защита пожарных как способ интрапсихической адаптации к деятельности в опасных ситуациях: монография
М.: Академия ГПС МЧС России, 2010
Киселева Е.А., Кузьмина О.А., Крупчак М.М.
Конфликтология: учебное пособие
М.: Академия ГПС МЧС России, 2012
Психология и педагогика: Учебник
М.: Издательство Юрайт, 2017
Арбузова Е. Н., Яскина О. А.
Методика преподавания управленческих дисциплин: Учебное пособие
Москва: Издательство Юрайт, 2018
Планы семинарских занятий по Методике преподавания управленческих дисциплин: учеб.-метод. пособие для адъюнктов
М.: Академия ГПС МЧС России, 2019
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Библиотека Института философии РАН
Библиотека сайта «Metodolog.ru»
6.3.1 Перечень программного обеспечения
ООО «Электронное издательство Юрайт»
Microsoft Windows 7 Professional
Microsoft Office Professional Plus 2010
Kaspersky Endpoint Security
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
УП: 2.3.3_АиУТПП(а)_2022.plx.plx
1. Справочная система КонсультантПлюс: (http://www.consultant.ru/)
2. Информационно-правовая система ГАРАНТ: (http://garant.ru/)
3. Бесплатная библиотека документов: (http://norm-load.ru/)
4. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (window.edu.ru)
5. Библиотека Института философии РАН (http://iph.ras.ru/catalog/1162306159/1162476667.htm).
6. Библиотека портала philosophy.ru. (http://www.philosophy.ru/lib/philyaz/
7. Библиотека сайта «Metodolog.ru». (http://metodolog.ru/index.html) и (http://metodolog.ru/academy.html)
8. Библиотека сайта «Экзистенциальная и гуманистическая психология». (http://www.hpsy.ru/public/)
9. Научно-педагогический журнал «Высшее образование в России» (https://vovr.elpub.ru)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа
Рабочее место преподавателя – 1 компл.;
Интерактивный мультимедийный комплекс – 1 шт.
Экран для проектора – 1 шт.;
Посадочных мест – 30 шт.;
Рабочее место преподавателя – 1 компл.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по организации зачетов
Прием зачётов регламентируется следующими нормативными документами:
1. ПРИКАЗ МЧС России от 22.12.2020 N 983 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ, РЕАЛИЗУЕМЫМ В ИНТЕРЕСАХ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ МЧС РОССИИ" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.02.2021 N 62565)
2. Положение о зачетах Академии Государственной противопожарной службы МЧС России .
Зачёт является формой промежуточного контроля успеваемости обучающихся. Они проводятся в объёме рабочих программ по дисциплине. Перечень зачётов и экзаменов, а также период их проведения устанавливаются рабочим учебным планом.
Зачеты по дисциплинам проводятся до начала экзаменационной сессии по билетам или без них (путем собеседования). Порядок проведения зачетов, форма проверки знаний и навыков обучающихся определяются кафедрой. Зачет, как правило, принимается преподавателем, ведущим данную дисциплину на курсе.
Для проведения зачетов преподаватель разрабатывает перечень вопросов, охватывающий весь программный материал дисциплины или отдельный её раздел. Материалы проведения зачетов (перечень вопросов, заданий и др.) обсуждается на заседании кафедры (секции) и утверждается ее начальником.
Если требуется, принимающий зачет может задавать обучающемуся дополнительные вопросы, задачи и примеры.
Зачет принимается комиссией, утверждаемой приказом Академии.
Факультет подготовки научно-педагогических кадров отвечает за выбор формы и порядка проведения зачетов, качество содержания и своевременность утверждения материалов для их проведения, расстановку преподавателей, материальное обеспечение зачетов, соответствие оценок знаниям обучающихся, правильность заполнения зачетных и экзаменационных ведомостей и своевременное их возвращение в учебный отдел.
Руководитель педагогической практики отвечает за посещаемость адъюнктами (обучающимися) зачетов, выполнение графика учебного процесса, успеваемость.