ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
"АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ"
аннотация рабочей программы дисциплины (модуля)
20.03.01_ТБз(к)_2018.plx
20.03.01 Техносферная безопасность
кандидат философских наук, доцент кафедры философии, Киричек Александр Владимирович
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: 20.03.01_ТБз(к)_2018.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Изучение дисциплины направлено на формирование основ гуманитарной культуры обучающихся, прояснение их собственного мировоззрения и системы убеждений на основе знакомства с основным содержанием философских систем, освоение философской и общенаучной терминологии, вооружение основами методологичеких знаний и навыков, развитие навыков анализа текстов гуманитарной тематики, критического восприятия и оценки социальной и научной информации.
Дисциплина нацелена на решение следующих основных задач:
• формирование у бакалавров научно обоснованного, системного мировоззрения;
• вооружение их логикой и методологией научных исследований;
• привитие им навыков критического восприятия реальности, аналитической работы с информацией;
• развитие у них умения выступать публично, аргументированно отстаивать собственную точку зрения.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплина «Философия» базируется на знаниях, полученных в ходе освоения основной общеобразовательной программы в средней школе, в частности, при изучении дисциплин «История России», «Обществознание», «Русский язык», «Русская литература», «Физика» и др.
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Производственная практика
Управление общественными отношениями
Русский язык и культура речи
Пожарная безопасность в строительстве
Опасные природные процессы
Основы экономики пожарной безопасности
Подготовка к сдаче и сдача гос. экзамена
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
Начальная профессиональная подготовка
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (в должности рядового состава ГПС)
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в должности начальника караула пожарно-спасательной части)
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в должности инспектора надзорной деятельности)
УП: 20.03.01_ТБз(к)_2018.plx
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОК-2: владением компетенциями ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления)
сущность и структуру культуры, природу ценностей, сущность строение и функции науки
сущность и структуру культуры, природу ценностей, сущность строение и функции науки, варианты решения проблемы смысла жизни.
сущность и структуру культуры, природу ценностей, виды потребностей и интересов, сущность строение и функции науки, ее связь с производством и потреблением, варианты решения проблемы смысла жизни
анализировать и оценивать информацию, содержащуюся в научно-популярных журналах и изданиях, прессе
анализировать и оценивать информацию, содержащуюся в научно-популярных журналах и изданиях, прессе, классических философских текстах средней сложности
анализировать и оценивать информацию, содержащуюся в научно-популярных журналах и изданиях, прессе, классических философских текстах средней сложности, статьях из современных философских журналов
базовыми навыками самоанализа, публичной речи, аргументации, ведения дискуссий и полемики
развитыми навыками самоанализа, публичной речи, аргументации, ведения дискуссий и полемики
продвинутыми навыками самоанализа, публичной речи, аргументации, ведения дискуссий и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений
ОК-4: владением компетенциями самосовершенствования (сознание необходимости, потребность и способность обучаться)
сущность и структуру личности, структуру мировоззрения
сущность и структуру личности, структуру мировоззрения, основные антропологические проблемы и различные варианты их решения в истории философии
сущность и структуру личности, структуру мировоззрения, основные антропологические проблемы и различные варианты их решения в истории философии, основные пути и методы личностного роста, детерминанты человеческого бытия
анализировать свой внутренний мир, использовать философско-антропологические знания для самопонимания и самопознания, самостоятельно работать с историческими и иными источниками и литературой в целях самообразования и саморазвития
анализировать свой внутренний мир, использовать философско-антропологические знания для самопонимания и самопознания, планировать свою деятельность с учетом результатов такого анализа, самостоятельно ра-ботать с историческими и иными источниками и литературой в целях самообразования и саморазвития
анализировать свой внутренний мир, использовать философско-антропологические знания для самопонимания и самопознания, понимать основные направления реализации своего творческого потенциала, самостоятельно работать с историческими и иными источниками и литературой в целях самообразования и саморазвития.
базовыми навыками самостоятельного поиска и анализа философско-антропологической информации, ее использования для саморазвития и самопонимания, для развития творческого потенциала
развитыми навыками самостоятельного поиска и анализа философско-антропологической информации, ее использования для саморазвития и самопонимания, для развития творческого потенциала
продвинутыми навыками самостоятельного поиска и анализа философско-антропологической информации, ее использования для саморазвития и самопонимания, для развития творческого потенциала
ОК-10: способностью к познавательной деятельности
основные принципы и методы научного познания
основные принципы и методы научного познания, методы и приемы философского анализа проблем
основные принципы и методы научного познания, методы и приемы философского анализа проблем, логику и методологию научных и научно-технических исследований
УП: 20.03.01_ТБз(к)_2018.plx
анализировать и оценивать информацию, содержащуюся в научно-популярных журналах и изданиях, прессе.
анализировать и оценивать информацию, содержащуюся в научно-популярных журналах и изданиях, прессе, классических философских текстах средней сложности
анализировать и оценивать информацию, содержащуюся в научно-популярных журналах и изданиях, прессе, классических философских текстах средней сложности, статьях из современных философских журналов
базовыми навыками анализа классических философских текстов средней сложности
развитыми навыками анализа классических философских текстов средней сложности, статей из совре-менных философских журналов
продвинутыми навыками анализа классических философских текстов средней сложности, статей из совре-менных философских журналов
ОК-11: способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способностью к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций
основные разделы и направления философии; логику и методологию научных и научно-технических исследований, основные принципы и методы научного познания, природу и виды техники
основные разделы и направления философии, методы и приемы фило-софского анализа; логику и методологию научных и научно-технических исследований, основные принципы и методы научного познания, природу и виды техники, специфику технического знания.
основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа; логику и методологию научных и научно-технических исследований, основные принципы и методы научного познания, природу и виды техники, этапы ее развития, специфику технического знания
анализировать и критически осмыслять научную и научно-техническую информацию
анализировать и критически осмыслять научную и научно-техническую информацию, обобщать и делать выводы из прочитанного
анализировать и критически осмыслять научную и научно-техническую информацию, обобщать и делать выводы из прочитанного, аргументированно отстаивать свое мнение
базовыми навыками абстрактного и критического мышления, исследования окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, принятия нестандартных решений и разрешения проблемных ситуаций
развитыми навыками абстрактного и критического мышления, исследования окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, принятия нестандартных решений и разрешения проблемных ситуаций
продвинутыми абстрактного и критического мышления, исследования окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, принятия нестандартных решений и разрешения проблемных ситуаций.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
УП: 20.03.01_ТБз(к)_2018.plx
сущность и структуру культуры, природу ценностей, виды потребностей и интересов, сущность строение и функции науки, ее связь с производством и потреблением, варианты решения проблемы смысла жизни;
основные закономерности исторического процесса, основные права и обязанности гражданина, сущность и виды свободы, соотношение свободы и ответственности, сущность фатализма и волюнтаризма, ограничители свободы и ее антиподы, детерминанты человеческого бытия;
основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа; проблемное поле философской антропологии; сущность и структуру личности, структуру мировоззрения, основные пути и методы личностного роста, детерминанты человеческого бытия;
сущность общества, сферы общественной жизни, сущность и структуру личности, сущность и виды толерантности, природу религии и виды религиозных верований;
предметное поле гносеологии и методологии, формы и методы научного познания, предметное поле аксиологии, виды ценностей и их взаимосвязь с жизненными целями, пути и механизмы творческого процесса, виды творчества, факторы спо-собствующие активизации творческого процесса;
сущность и виды свободы, соотношение свободы и ответственности, виды ответственности, природу и структуру пограничных ситуаций, пути разрешения нравственных конфликтов в таких ситуациях;
методы и приемы философского анализа проблем; логику и методологию научных и научно-технических исследований, основные принципы и методы научного познания;
основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа; логику и методологию научных и научно-технических исследований, основные принципы и методы научного познания, природу и виды техники, этапы ее развития, специфику технического знания;
основные принципы и методы научного познания, природу и виды техники, этапы ее развития, основы логики и методологии научных и научно-технических исследований, специфику технического знания.
анализировать и оценивать социальную информацию; планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов анализа социальной информации; с научно-мировоззренческих, диалектических позиций оценивать социальные процессы и явления;
анализировать основные этапы и закономерности исторического развития об-щества, адекватно оценивать результаты такого анализа, применять результаты такого анализа для формирования гражданской позиции;
планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов анализа антропологической информации; самостоятельно работать с историческими и иными источниками и литературой в целях самообразования и саморазвития, анализировать свой внутренний мир, использовать философско-антропологические знания для самопонимания и самопознания, понимать основные направления реализации своего творческого потенциала;
анализировать и оценивать социальную и антропологическую информацию; планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов анализа такой информации; корректно вести дискуссии, правильно ставить и полноценно отвечать на вопросы, погашать конфликты и осуществлять коммуникацию в письменной и устной форме;
использовать механизмы целеполагания для организации своей работы ради достижения поставленных целей, активизировать механизмы генерации инновационных идей, понимать возможности и ресурсы для реализации инновационных идей, использовать инновационные идеи в творческом процессе;
креативно подходить к планированию действий в нестандартных ситуациях, понимать близкие и отдаленные последствия нравственного выбора, выбирать наиболее оптимальные пути действия в таких ситуациях;
анализировать и оценивать информацию, содержащуюся в научно-популярных журналах и изданиях, прессе, классических философских текстах средней сложности, статьях из современных философских журналов;
анализировать и критически осмыслять научную и научно-техническую информацию, обобщать и делать выводы из прочитанного, аргументированно отстаивать свое мнение;
анализировать и критически осмыслять научную и научно-техническую информацию, обобщать и делать выводы из прочитанного, аргументированно отстаивать свое мнение.
УП: 20.03.01_ТБз(к)_2018.plx
навыками самоанализа, публичной речи, аргументации, ведения дискуссий и полемики, отстаивания собственных философских взглядов во время публичных выступлений, практического анализа логики различного рода рассуждений;
основами анализа историософской информации, навыками приложения этой информации к современным реалиям, навыками использования этой информации для формирования гражданской позиции;
навыками письменного и аргументированного изложения собственной точки зрения; навыками самостоятельного поиска и анализа философско-антропологической информации, ее использования для саморазвития и самопонимания, для развития творческого потенциала;
навыками самоанализа и социальной адаптации, толерантного поведения, публичной речи, аргументации, ведения дискуссий и полемики, отстаивания собственных философских взглядов во время публичных выступлений, практического анализа логики различного рода рассуждений;
навыками самоанализа, саморегуляции и самопринуждения, активизации творческого процесса, генерации инновационных идей и их адекватной оценки;
навыками анализа природы и структуры пограничных ситуаций, осознания видов ответственности при моделировании принятия решений в нестандартных ситуациях, выбора адекватных стратегий преодоления и демпфирования негативных последствий в таких ситуациях;
навыками анализа философской литературы;
навыками абстрактного и критического мышления, исследования окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, принятия нестандартных решений и разрешения проблемных ситуаций;
навыками работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач, навыками самостоятельного поиска и анализа необходимых литературных источников; навыками критического восприятия и оценки информации, анализа отечественного и зарубежного опыта по вопросам пожарной безопасности.
4. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
4.1.1. Основная литература
Липский В.Н., Бабин Ю.М., Киричек А.В., Филатова Г.А.
Философия: учебно-методический комплекс
М.: Академия ГПС МЧС России, 2009
Философия в 2 т. Том 1 история философии: Учебник и практикум
М.: Издательство Юрайт, 2017
Философия в 2 т. Том 2 основы философии. Социальная философия. Философская антропология: Учебник и практикум
М.: Издательство Юрайт, 2017
Москва: Издательство Юрайт, 2018
4.1.2. Дополнительная литература
Русская философская мысль ХI - начала ХХ века: учебное пособие
М.: Академия ГПС МЧС России, 2010
Злотников Ю.Я., Харитонов Р.С.
Самосознание ратных тружеников: Монография
М.: Академия ГПС МЧС России, 2005
Злотников Ю.Я., Труняев П.Ю.
Диалектика как теория и методология деятельности инженеров пожарной безопасности: учебное пособие
М.: Академия ГПС МЧС России, 2005
Философские и социально-политические проблемы общественного развития: учебное пособие
М.: МИПБ МВД России, 1998
Эстетическая культура и личность: общественно-политическая литература
4.1.3. Методические разработки
Методика организации деловых игр по философии: учебно-методический комплекс
М.: Академия ГПС МЧС России, 2009
Творческие задания по философии: учебно-методический комплекс
М.: Академия ГПС МЧС России, 2009