2021-2022_20_03_01_ТБз(к)_2018_plx_Философия_Пожарная безопасность
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

"АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ"

 
Философии
Закреплена за кафедрой
аннотация рабочей программы дисциплины (модуля)
Философия
Учебный план
20.03.01_ТБз(к)_2018.plx

20.03.01 Техносферная безопасность 

 
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
Программу составил(и):
кандидат философских наук, доцент кафедры философии, Киричек Александр Владимирович
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
94
94
94
94
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
стр. 2
УП: 20.03.01_ТБз(к)_2018.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Изучение дисциплины направлено на формирование основ гуманитарной культуры обучающихся, прояснение их собственного мировоззрения и системы убеждений на основе знакомства с основным содержанием философских систем, освоение философской и общенаучной терминологии, вооружение основами методологичеких знаний и навыков, развитие навыков анализа текстов гуманитарной тематики, критического восприятия и оценки социальной и научной информации. 
1.2
Дисциплина нацелена на решение следующих основных задач:
1.3
• формирование у бакалавров научно обоснованного, системного мировоззрения; 
1.4
• вооружение их логикой и методологией научных исследований; 
1.5
• привитие им навыков критического восприятия реальности, аналитической работы с информацией;
1.6
• развитие у них умения выступать публично, аргументированно отстаивать собственную точку зрения.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Дисциплина «Философия» базируется на знаниях, полученных в ходе освоения основной общеобразовательной программы в средней школе, в частности, при изучении дисциплин «История России», «Обществознание», «Русский язык», «Русская литература», «Физика» и др.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Политология.
2.2.2
Профессиональная этика.
2.2.3
Учебная практика
2.2.4
Производственная практика
2.2.5
Иностранный язык
2.2.6
Политология
2.2.7
Социология
2.2.8
Культурология
2.2.9
Управление общественными отношениями
2.2.10
Экономика
2.2.11
Правоведение
2.2.12
Русский язык и культура речи
2.2.13
Риторика
2.2.14
Пожарная безопасность в строительстве
2.2.15
Опасные природные процессы
2.2.16
Стихийные бедствия
2.2.17
Основы экономики пожарной безопасности
2.2.18
Экология
2.2.19
Прикладная механика
2.2.20
Пожарная техника
2.2.21
Детали машин
2.2.22
Преддипломная практика
2.2.23
Подготовка к сдаче и сдача гос. экзамена
2.2.24
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.25
Начальная профессиональная подготовка
2.2.26
Введение в специальность
2.2.27
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (в должности рядового состава ГПС)
2.2.28
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в должности начальника караула пожарно-спасательной части)
2.2.29
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.30
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в должности инспектора надзорной деятельности)
 
стр. 3
УП: 20.03.01_ТБз(к)_2018.plx
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОК-2: владением компетенциями ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления)
 
Знать:
 
сущность и структуру культуры, природу ценностей, сущность строение и функции науки
Уровень 1
 
сущность и структуру культуры, природу ценностей, сущность строение и функции науки, варианты решения проблемы смысла жизни.
Уровень 2
 
сущность и структуру культуры, природу ценностей, виды потребностей и интересов, сущность строение и функции науки, ее связь с производством и потреблением, варианты решения проблемы смысла жизни
Уровень 3
 
 
Уметь:
 
анализировать и оценивать информацию, содержащуюся в научно-популярных журналах и изданиях, прессе
Уровень 1
 
анализировать и оценивать информацию, содержащуюся в научно-популярных журналах и изданиях, прессе, классических философских текстах средней сложности
Уровень 2
 
анализировать и оценивать информацию, содержащуюся в научно-популярных журналах и изданиях, прессе, классических философских текстах средней сложности, статьях из современных философских журналов
Уровень 3
 
 
Владеть:
 
базовыми навыками самоанализа, публичной речи, аргументации, ведения дискуссий и полемики
Уровень 1
 
развитыми навыками самоанализа, публичной речи, аргументации, ведения дискуссий и полемики
Уровень 2
 
продвинутыми навыками самоанализа, публичной речи, аргументации, ведения дискуссий и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений
Уровень 3
 
 
 
ОК-4: владением компетенциями самосовершенствования (сознание необходимости, потребность и способность обучаться) 
 
Знать:
 
сущность и структуру личности, структуру мировоззрения
Уровень 1
 
сущность и структуру личности, структуру мировоззрения, основные антропологические проблемы и различные варианты их решения в истории философии
Уровень 2
 
сущность и структуру личности, структуру мировоззрения, основные антропологические проблемы и различные варианты их решения в истории философии, основные пути и методы личностного роста, детерминанты человеческого бытия
Уровень 3
 
 
Уметь:
 
анализировать свой внутренний мир, использовать философско-антропологические знания для самопонимания и самопознания, самостоятельно работать с историческими и иными источниками и литературой в целях самообразования и саморазвития
Уровень 1
 
анализировать свой внутренний мир, использовать философско-антропологические знания для самопонимания и самопознания, планировать свою деятельность с учетом результатов такого анализа, самостоятельно ра-ботать с историческими и иными источниками и литературой в целях самообразования и саморазвития
Уровень 2
 
анализировать свой внутренний мир, использовать философско-антропологические знания для самопонимания и самопознания, понимать основные направления реализации своего творческого потенциала, самостоятельно работать с историческими и иными источниками и литературой в целях самообразования и саморазвития.
Уровень 3
 
 
Владеть:
 
базовыми навыками самостоятельного поиска и анализа философско-антропологической информации, ее использования для саморазвития и самопонимания, для развития творческого потенциала
Уровень 1
 
развитыми навыками самостоятельного поиска и анализа философско-антропологической информации, ее использования для саморазвития и самопонимания, для развития творческого потенциала
Уровень 2
 
продвинутыми навыками самостоятельного поиска и анализа философско-антропологической информации, ее использования для саморазвития и самопонимания, для развития творческого потенциала
Уровень 3
 
 
 
ОК-10:      способностью к познавательной деятельности 
 
Знать:
 
основные принципы и методы научного познания
Уровень 1
 
основные принципы и методы научного познания, методы и приемы философского анализа проблем
Уровень 2
 
основные принципы и методы научного познания, методы и приемы философского анализа проблем, логику и методологию научных и научно-технических исследований
Уровень 3
 
 
Уметь:
 
стр. 4
УП: 20.03.01_ТБз(к)_2018.plx
 
анализировать и оценивать информацию, содержащуюся в научно-популярных журналах и изданиях, прессе.
Уровень 1
 
анализировать и оценивать информацию, содержащуюся в научно-популярных журналах и изданиях, прессе, классических философских текстах средней сложности
Уровень 2
 
анализировать и оценивать информацию, содержащуюся в научно-популярных журналах и изданиях, прессе, классических философских текстах средней сложности, статьях из современных философских журналов
Уровень 3
 
 
Владеть:
 
базовыми навыками анализа классических философских текстов средней сложности
Уровень 1
 
развитыми навыками анализа классических философских текстов средней сложности, статей из совре-менных философских журналов 
Уровень 2
 
продвинутыми навыками анализа классических философских текстов средней сложности, статей из совре-менных философских журналов
Уровень 3
 
 
 
ОК-11: способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способностью к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций 
 
Знать:
 
основные разделы и направления философии; логику и методологию научных и научно-технических исследований, основные принципы и методы научного познания, природу и виды техники
Уровень 1
 
основные разделы и направления философии, методы и приемы фило-софского анализа; логику и методологию научных и научно-технических исследований, основные принципы и методы научного познания, природу и виды техники,  специфику технического знания.
Уровень 2
 
основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа; логику и методологию научных и научно-технических исследований, основные принципы и методы научного познания, природу и виды техники, этапы ее развития, специфику технического знания
Уровень 3
 
 
Уметь:
 
анализировать и критически осмыслять научную и научно-техническую информацию
Уровень 1
 
анализировать и критически осмыслять научную и научно-техническую информацию, обобщать и делать выводы из прочитанного
Уровень 2
 
анализировать и критически осмыслять научную и научно-техническую информацию, обобщать и делать выводы из прочитанного, аргументированно отстаивать свое мнение
Уровень 3
 
 
Владеть:
 
базовыми навыками абстрактного и критического мышления, исследования окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, принятия нестандартных решений и разрешения проблемных ситуаций
Уровень 1
 
развитыми навыками абстрактного и критического мышления, исследования окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, принятия нестандартных решений и разрешения проблемных ситуаций
Уровень 2
 
продвинутыми абстрактного и критического мышления, исследования окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, принятия нестандартных решений и разрешения проблемных ситуаций.
Уровень 3
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1
Знать:
 
стр. 5
УП: 20.03.01_ТБз(к)_2018.plx
 
сущность и структуру культуры, природу ценностей, виды потребностей и интересов, сущность строение и функции науки, ее связь с производством и потреблением, варианты решения проблемы смысла жизни;

основные закономерности исторического процесса, основные права и обязанности гражданина, сущность и виды свободы, соотношение свободы и ответственности, сущность фатализма и волюнтаризма, ограничители свободы и ее антиподы, детерминанты человеческого бытия;

основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа; проблемное поле философской антропологии; сущность и структуру личности, структуру мировоззрения, основные пути и методы личностного роста, детерминанты человеческого бытия;

сущность общества, сферы общественной жизни, сущность и структуру личности, сущность и виды толерантности, природу религии и виды религиозных верований;

предметное поле гносеологии и методологии, формы и методы научного познания, предметное поле аксиологии, виды ценностей и их взаимосвязь с жизненными целями, пути и механизмы творческого процесса, виды творчества, факторы спо-собствующие активизации творческого процесса;

сущность и виды свободы, соотношение свободы и ответственности, виды ответственности, природу и структуру пограничных ситуаций, пути разрешения нравственных конфликтов в таких ситуациях;

методы и приемы философского анализа проблем; логику и методологию научных и научно-технических исследований, основные принципы и методы научного познания;

основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа; логику и методологию научных и научно-технических исследований, основные принципы и методы научного познания, природу и виды техники, этапы ее развития, специфику технического знания;

основные принципы и методы научного познания, природу и виды техники, этапы ее развития, основы логики и методологии научных и научно-технических исследований, специфику технического знания.

3.2
Уметь:
анализировать и оценивать социальную информацию; планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов анализа социальной информации; с научно-мировоззренческих, диалектических позиций оценивать социальные процессы и явления;

анализировать основные этапы и закономерности исторического развития об-щества, адекватно оценивать результаты такого анализа, применять результаты такого анализа для формирования гражданской позиции;

планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов анализа антропологической информации; самостоятельно работать с историческими и иными источниками и литературой в целях самообразования и саморазвития, анализировать свой внутренний мир, использовать философско-антропологические знания для самопонимания и самопознания, понимать основные направления реализации своего творческого потенциала;

анализировать и оценивать социальную и антропологическую информацию; планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов анализа такой информации; корректно вести дискуссии, правильно ставить и полноценно отвечать на вопросы, погашать конфликты и осуществлять коммуникацию в письменной и устной форме;

использовать механизмы целеполагания для организации своей работы ради достижения поставленных целей, активизировать механизмы генерации инновационных идей, понимать возможности и ресурсы для реализации инновационных идей, использовать инновационные идеи в творческом процессе;

креативно подходить к планированию действий в нестандартных ситуациях, понимать близкие и отдаленные последствия нравственного выбора, выбирать наиболее оптимальные пути действия в таких ситуациях;

анализировать и оценивать информацию, содержащуюся в научно-популярных журналах и изданиях, прессе, классических философских текстах средней сложности, статьях из современных философских журналов;

анализировать и критически осмыслять научную и научно-техническую информацию, обобщать и делать выводы из прочитанного, аргументированно отстаивать свое мнение;

анализировать и критически осмыслять научную и научно-техническую информацию, обобщать и делать выводы из прочитанного, аргументированно отстаивать свое мнение.

3.3
Владеть:
 
стр. 6
УП: 20.03.01_ТБз(к)_2018.plx
 
навыками самоанализа, публичной речи, аргументации, ведения дискуссий и полемики, отстаивания собственных философских взглядов во время публичных выступлений, практического анализа логики различного рода рассуждений;

основами анализа историософской информации, навыками приложения этой информации к современным реалиям, навыками использования этой информации для формирования гражданской позиции;

навыками письменного и аргументированного изложения собственной точки зрения; навыками самостоятельного поиска и анализа философско-антропологической информации, ее использования для саморазвития и самопонимания, для развития творческого потенциала;

навыками самоанализа и социальной адаптации, толерантного поведения, публичной речи, аргументации, ведения дискуссий и полемики, отстаивания собственных философских взглядов во время публичных выступлений, практического анализа логики различного рода рассуждений;

навыками самоанализа, саморегуляции и самопринуждения, активизации творческого процесса, генерации инновационных идей и их адекватной оценки;

навыками анализа природы и структуры пограничных ситуаций, осознания видов ответственности при моделировании принятия решений в нестандартных ситуациях, выбора адекватных стратегий преодоления и демпфирования негативных последствий в таких ситуациях;

навыками анализа философской литературы;

навыками абстрактного и критического мышления, исследования окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, принятия нестандартных решений и разрешения проблемных ситуаций;

навыками работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач, навыками самостоятельного поиска и анализа необходимых литературных источников; навыками критического восприятия и оценки информации, анализа отечественного и зарубежного опыта по вопросам пожарной безопасности.

 
4. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
4.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Липский В.Н., Бабин Ю.М., Киричек А.В., Филатова Г.А.
Философия: учебно-методический комплекс
М.: Академия ГПС МЧС России, 2009
 
Л1.2
Лавриненко В. Н.
Философия в 2 т. Том 1 история философии: Учебник и практикум
М.: Издательство Юрайт, 2017
 
Л1.3
Лавриненко В. Н.
Философия в 2 т. Том 2 основы философии. Социальная философия. Философская антропология: Учебник и практикум
М.: Издательство Юрайт, 2017
 
Л1.4
Спиркин А. Г.
Общая философия: Учебник
Москва: Издательство Юрайт, 2018
 
4.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Киричек А.В.
Русская философская мысль ХI - начала ХХ века: учебное пособие
М.: Академия ГПС МЧС России, 2010
 
Л2.2
Злотников Ю.Я., Харитонов Р.С.
Самосознание ратных тружеников: Монография
М.: Академия ГПС МЧС России, 2005
 
Л2.3
Злотников Ю.Я., Труняев П.Ю.
Диалектика как теория и методология деятельности инженеров пожарной безопасности: учебное пособие
М.: Академия ГПС МЧС России, 2005
 
Л2.4
Злотников Ю.Я.
Философские и социально-политические проблемы общественного развития: учебное пособие
М.: МИПБ МВД России, 1998
 
Л2.5
Липский В.Н.
Эстетическая культура и личность: общественно-политическая литература
М.: Знание, 1987
 
4.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Котляревич А.Н.
Методика организации деловых игр по философии: учебно-методический комплекс
М.: Академия ГПС МЧС России, 2009
 
Л3.2
Котляревич А.Н.
Творческие задания по философии: учебно-методический комплекс
М.: Академия ГПС МЧС России, 2009