2022-2023_2_3_3_АиУТПП(а)_2022_plx_plx_Методология научного исследования
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

"АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ"

 
Философии
Закреплена за кафедрой
аннотация рабочей программы дисциплины (модуля)
Методология научного исследования
Учебный план
2.3.3_АиУТПП(а)_2022.plx.plx

2.3.3. Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами

 
Форма обучения
очная
Программу составил(и):
канд. филос. наук, доцент, Киричек Александр Владимирович;канд. техн. наук, нач. фак-та подготовки научно-педагогических кадров, Власов Александр Геннадьевич;докт. техн. наук, зав. кафедрой высшей математики, Пицык Виктор Васильевич
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
Итого
Недель
12 3/6
30 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
6
6
14
14
20
20
Практические
8
8
8
8
16
16
Итого ауд.
14
14
22
22
36
36
Кoнтактная рабoта
14
14
22
22
36
36
Сам. работа
22
22
14
14
36
36
Итого
36
36
36
36
72
72
 
 
стр. 2
УП: 2.3.3_АиУТПП(а)_2022.plx.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Изучение дисциплины направлено на совершенствование методологической культуры обучающихся, формирование целостного системного научного мировоззрения, освоение философии и методологии науки, развитие навыков критического анализа и оценки научных достижений, генерации и фиксации научных идей, владение методами и технологиями научной коммуникации.
1.2
Цель дисциплины: способствовать формированию у адъюнктов, аспирантов и соискателей высокой методологической исследовательской культуры, развитию самостоятельного и творческого мышления, овладению методологическим арсеналом современной науки.
1.3
Задачи дисциплины: 
1.4
сформировать адекватные, научно-обоснованные представления о методологии науки;
1.5
вооружить обучающихся логикой и методологией анализа научного знания;
1.6
способствовать овладению ими современными методами научного исследования;
1.7
развить навыки творческого, дивергентного мышления.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Дисциплина «Методология научного исследования» базируется на знаниях, полученных в ходе освоения основной образовательной программы в вузе (бакалавриат, специалитет, магистратура), в частности, при изучении дисциплин «Философия», «Социология», «Концепции современного естествознания», «Иностранный язык», «Высшая математика» и др.
2.1.2
Дисциплина «Методология научного исследования» связана с такими дисциплинами рабочего учебного плана, как история и философия науки, педагогика, методика преподавания технических и управленческих дисциплин, информационные технологии в науке и образовании, риторика и др.
2.1.3
Для освоения дисциплины «Методология научного исследования» обучающимся необходимо:
2.1.4
• знать основы философии и фундаментальных наук (физики, химии, экологии, высшей математики и др.), в частности, основные этапы развития философии, главные категории и понятия философии, методы и формы научного познания, базовые законы и понятия естественных наук; 
2.1.5
• понимать место и роль методологического знания в профессиональной подготовке специалистов высшей квалификации;
2.1.6
• владеть базовыми категориями общественных, гуманитарных и естественных наук, умением грамотно писать на русском языке, навыками работы с текстами (читать, анализировать, выделять главную мысль, делать выводы по прочитанному).
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Адъюнктский семинар
2.2.2
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1
Знать:
 
стр. 3
УП: 2.3.3_АиУТПП(а)_2022.plx.plx
 
основы критического анализа и основания оценки современных научных достижений; методы генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях; специфику научного творчества, его условия и механизмы, способы активизации творческой активности исследователя; специфику практической деятельности, её виды, принципы организации, средства и методы;

специфику комплексных междисциплинарных исследований, методы их проектирования; основные методологические концепции современной философии науки, уровни методологического знания; принципы и критерии научности, специфику и виды средств научного познания, основные этапы научного исследования, методы научно-исследовательской деятельности;

основные и дополнительные особенности представления результатов научной деятельности в устной и письменной форме при работе в российских и международных исследовательских коллективах; основные и второстепенные способы коллективной мыследеятельности; специфику научных и научно-образовательных задач;

сущность и природу языка, различие между языком и речью, структуру знака, виды языков и виды речи, специфику научного языка и научной речи, их разновидности, сущность и специфику научной коммуникации, типы научных коммуникаций, специфику научного общения в сети Интернет, правила участия в научных конференциях, семинарах, круглых столах и т.п., стилистические особенности представления результатов научной деятельности в устной и письменной форме на государственном и иностранном языках;

содержание понятий "средства научного познания", "методика", "методология", "метод", виды методов и методик, специфику целей и задач научного исследования, потенциальные пути решения научных задач в области своей научной специализации, основные методологические программы, виды методологического знания, специфику теоретических и экспериментальных исследований, методы эмпирического и теоретического познания, методы математического обеспечения научного эксперимента, методы обработки результатов научных экспериментов, разновидности экспериментов и правила их организации и проведения, специфику практической деятельности в технических науках, своеобразие инженерной деятельности в сфере обеспечения безопасности, основные виды инженерной деятельности;

содержание понятий "модель", "прогноз", виды моделей, специфику моделирования в технических науках, правила и алгоритмы разработки моделей в области своей научной специализации, различие между прогностическими и естественнонаучными моделями;

специфику экспериментальных исследований в области своей научной специализации, методы математического обеспечения научного эксперимента, методы обработки результатов научных экспериментов, разновидности экспериментов и правила их организации и проведения, основы анализа экспериментальных данных, критерии оценки научной значимости экспериментов, специфику прикладных исследований в области своей научной специализации;

структуру научно-технического отчета, требования, предъявляемые к его оформлению, строение научной статьи и правила ее построения, структуру кандидатской диссертации, порядок ее написания и защиты, структуру и правила оформления автореферата диссертации, порядок работы над авторефератом, последовательность написания научно-технического отчета, различия между промежуточным и заключительным научным отчетом;

структуру научной статьи и правила ее оформления, виды учебно-методических документов, их структуру, правила создания и оформления, редакторские требования к ним.

3.2
Уметь:
 
стр. 4
УП: 2.3.3_АиУТПП(а)_2022.plx.plx
 
анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов; генерировать новые идеи при решении исследовательских и практических задач, активизируя собственный творческий потенциал;

использовать положения и категории философии и методологии науки для проектирования и реализации комплексных исследований, в том числе междисциплинарных; применять основные теоретические и эмпирические методы научного исследования; анализировать и адекватно оценивать собственное и иное мировоззрение с помощью средств научного познания;

осуществлять личностный выбор в процессе работы в российских и международных исследовательских коллективах, оценивать последствия принятого решения и нести за него ответственность перед собой, коллегами и обществом; следовать нормам, принятым в научном общении при работе в российских и международных исследовательских коллективах с целью решения научных и научно-образовательных задач; осуществлять взаимодействие с коллегами в ходе коллективной мыследеятельности;

адекватно использовать язык для участия в научных коммуникациях, грамотно составлять план научной публикации и диссертации, наукообразно представлять полученные результаты на суд научного сообщества, использовать процедуру обоснования и доказательства в процессе научных коммуникаций, использовать Интернет-технологии в ходе научных коммуникаций, использовать устную речь для публичного отстаивания и обоснования получаемых научных результатов, следовать основным нормам, принятым в научном общении на государственном и иностранном языках;

идентифицировать инновации в области своей научной специализации, формулировать цели и задачи научного исследования, выбирать методику и средства проведения теоретических и экспериментальных исследований, применять теоретические и эмпирические методы к объекту исследования в рамках своей специализации, эксплицировать методологические основы научного исследования в работах других исследователей, проводить методологический анализ в рамках своей специализации;

различать виды моделей, оценивать правильность разработки моделей в области своей научной специализации, разрабатывать модели в области своей научной специализации, создавать методики для разработки моделей и алгоритмов в области своей научной специализации;

продвинутыми навыками разработки прогностических и естественнонаучных моделей исследуемых процессов в области своей научной специализации;

планировать и проводить эксперименты, обрабатывать и анализировать результаты научных экспериментов, эксплицировать их методологические основы, применять математические методы при анализе и обработке результатов экспериментов, оценивать их научную значимость и перспективы прикладного использования;

оценивать правильность научно-технических отчетов, диссертаций, статей с точки зрения их структуры и оформления, оформлять в соответствии с принятыми в науке нормами научно-технические отчеты, диссертацию, автореферат диссертации, размещать публикации в Интернете и научных журналах;

оценивать правильность строения и оформления научных публикаций и основных учебно-методических документов, создавать, оформлять, подготавливать к публикации научные статьи, тезисы и учебно-методическую документацию.

3.3
Владеть:
критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач; навыками генерации, фиксации, фильтрации и оценки новых идей;

анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, в.т.ч. междисциплинарного характера, возникающих в науке на современном этапе ее развития, технологиями планирования в профессиональной деятельности в сфере научных исследований, основными средствами научного познания;

использования различных типов коммуникаций при осуществлении работы в российских и международных коллективах по решению научных и научно-образовательных задач; технологиями планирования деятельности в рамках работы в российских и международных коллективах по решению научных и научно-образовательных задач; технологиями оценки результатов коллективной деятельности по решению научных и научно-образовательных задач, в том числе ведущейся на иностранном языке; навыками анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, в.т.ч. междисциплинарного характера, возникающих при работе по решению научных и научно-образовательных задач в российских или международных исследовательских коллективах; навыками коллективной мыследеятельности;

использования современных методов и технологий научной коммуникации, устных публичных выступлений, письменной речи для создания научных текстов по своей специальности, навыками доказательства и обоснования собственной точки зрения, навыками критической оценки эффективности различных методов и технологий научной коммуникации на государственном и иностранном языках; навыками продуцирования и анализа научных текстов на государственном и иностранном языках;

использования теоретических и эмпирических методов в области своей специализации, экспликации методологических основ исследования, навыками формулировки целей и задач научного исследования, выработки путей их решения;

разработки прогностических и естественнонаучных моделей исследуемых процессов в области своей научной специализации

обработки результатов научных экспериментов, использования математических методов обеспечения научного эксперимента, навыками математической обработки результатов экспериментов;

оценки и составления, оформления и подготовки к публикации научно-технических отчетов, статей, диссертации, автореферата диссертации;

оценки и составления, оформления и подготовки к публикации научных статей, тезисов учебно-методических документов различного вида.

 
4. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
4.1.1. Основная литература
 
стр. 5
УП: 2.3.3_АиУТПП(а)_2022.plx.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Новиков А.М., Новиков Д.А.
Методология научного исследования: учебно-методический комплекс
М.: Либроком, 2015
 
Л1.2
Мокий М. С.
Методология научных исследований: Учебник
М.: Издательство Юрайт, 2017
 
Л1.3
Байбородова Л. В., Чернявская А. П.
Методология и методы научного исследования: Учебное пособие
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
4.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Безбородько М.Д.
Практическое пособие по работе над диссертацией
М.: Академия ГПС МЧС России, 2004
 
Л2.2
Райзберг Б.А.
Диссертация и ученая степень: методический материал
М.: ИНФРА-М, 2004
 
Л2.3
Кузин Ф.А.
Кандидатская диссертация: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени
М.: Ось-89, 19992005
 
Л2.4
Рузавин Г.И.
Методология научного познания: учебное пособие
М.: ЮНИТИ, 2005
 
Л2.5
Кузьменко Г. Н.
Философия и методология науки: Учебник
М.: Издательство Юрайт, 2017
 
Л2.6
Канке В. А.
История, философия и методология социальных наук: Учебник для магистров
М.: Издательство Юрайт, 2017
 
Л2.7
Канке В. А.
История, философия и методология естественных наук: Учебник для магистров
М.: Издательство Юрайт, 2017
 
Л2.8
Яскевич Я. С.
Философия и методология науки в 2 ч. Часть 1: Учебник
М.: Издательство Юрайт, 2017
 
Л2.9
Яскевич Я. С.
Философия и методология науки в 2 ч. Часть 2: Учебник
М.: Издательство Юрайт, 2017
 
Л2.10
Зиновкина М. М., Гареев Р. Т., Горев П. М., Утемов В. В.
Теория решения изобретательских задач: научное творчество: Учебное пособие
Москва: Издательство Юрайт, 2018
 
Л2.11
Петрушин В. И.
Психология художественного творчества: Учебное пособие
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.12
Цыпин Г. М.
Работа над диссертацией. Навигатор по "трассе" научного исследования: - Для вузов
Москва: Юрайт, 2019
 
Л2.13
Емельянова И. Н.
Основы научной деятельности студента. Магистерская диссертация: Учебное пособие
Москва: Издательство Юрайт, 2018